История России с древнейших времен(ч.5)
Бельский присылал человека к Исламу с просьбою дать ему
дорогу и быть ему товарищем, но Ислам не согласился. "И ты ведай, - писал
Ислам великому князю, - что оттоманы - люди лихие; султан начинает это дело
вовсе не для князя Бельского; он не думает о том, пригоже ли Бельскому
княжение или непригоже, лишь бы только камень о камень ударил, лишь бы ему
при этом что-нибудь к себе приволочь. Султан и нашей земле покоя не дает, с
таким устремлением живет, не рассуждая, кто ему земли достает, от холопа или
от рабы родился - ему все равно, лишь бы земли доставал".
Московское правительство благодарило Ислама за дружбу и послало ему
дары с просьбою, чтоб выдал или убил Бельского; в то же время решились и на
другое средство, чтоб только отвлечь Бельского от опасных замыслов: человек
Бельского объявил московскому послу в Крыму, Наумову, что господин его
возвратится в Москву, если великая княгиня его простит и даст ему опасную
грамоту. На основании этого объявления послана была Бельскому опасная
грамота такого содержания: "Мы тебя жаловать хотим и гнев свой отложим; вины
твоей, которую ты сделал по молодости, памятовать не хотим, а еще и больше
прежнего пожалуем тебя нашим великим жалованьем. Ведаешь и сам, что и прежде
некоторые наши слуги ездили от нас к нашим неприятелям, опять назад
приезжали и этим отечества своего не теряли, предки наши их жаловали и опять
их в отечестве (в родовой чести) восстанавливали. И ты б ныне поехал к нам
без всякого опасения".
Но Бельский почему-то не ехал, и московское правительство продолжало
вести о нем переговоры и с Исламом, и с Саип-Гиреем, которому от времени до
времени также отправляло посольства. Со стороны Саип-Гирея целию присылок в
Москву были, разумеется, запросы: "Прислал бы ты нам платье, три шубы
собольи, три шубы лисьи, три кречета да и сокольников бы прислал; а мы,
сколько будет пригоже, братству твоему готовы; да прислал бы пять лисиц
черных да пять черных зубов рыбьих". Сын Саипов писал: "Сколько прошенья
нашего ни будет, ты б нам ни за что не стоял, чтоб тебе с отцом нашим в
добром братстве быть". Гонцу отвечали от имени великого князя: "Когда будет
у нас от брата нашего большой посол добрый человек, тогда мы с ним вместе
отпустим своего большого посла, и, что у нас случится, то мы брату своему и
пошлем; а что ты нам от царя говорил о нашем холопе Бельском, называл его
Саип-Гирей нашим другом, то разве царь по незнанию о нем так приказал,
назвал его нашим другом? Бельский - холоп наш, а не друг; и если брат наш
захочет нам дружбу свою показать, то он бы его к нам прислал или велел бы
его там убить; это была б нам от него первая дружба". Гонец отвечал:
"Приехал Бельский от турецкого султана к хану, привез грамоту и рать
подвигает на московскую украйну; государю вашему другом и братом называет
себя; и которые люди бывали на Москве и его знали, что он великого князя
холоп, те его бранят и в глаза ему плюют; а которые люди молодые этого не
знают, те к нему пристают и идти с ним хотят; ведь Орда, и в ней люди
разные, один говорит одно, а другой - другое, а государь наш для людей так
молвил: а он и сам знает, что Бельский - холоп". В одно время с гонцом
Саиповым отпускали и гонцов Исламовых; последние сказали боярам: "Некоторые
бояре говорят, чтоб князь великий был в дружбе и братстве с Саип-Гиреем
царем, а Ислама оставил: ведомое дело, помирится князь великий с царем, то
государю нашему Ислам-салтану плохо будет, но и великому князю добра
никакого не прибудет же, так великий князь не потакал бы этим речам". Им
отвечали, что великий князь Ислама оставить не хочет и у бояр об этом ни у
кого ничего не слыхал и слышать не хочет.
Ислама не хотели оставить в Москве; Ислам был нужен: он обещал выдать
Бельского. Но ему не удалось исполнить этого обещания: один из ногайских
князей, друг Саип-Гиреев, нечаянно напал на Ислама и убил его, захватив в то
же время и Бельского, которого Саип выкупил у него по приказанию султана.
Ставши один ханом в Крыму, Саип послал сказать великому князю московскому:
"Если пришлешь мне, что посылали вы всегда нам по обычаю, то хорошо, и мы по
дружбе стоим; а не придут поминки к нам всю зиму, станешь волочить и
откладывать до весны, то мы, надеясь на бога, сами искать пойдем, и если
найдем, то ты уже потом не гневайся. Не жди от нас посла, за этим дела не
откладывай, а станешь медлить, то от нас добра не жди. Теперь не по-старому,
с голою ратью татарскою, пойдем: кроме собственного моего наряду пушечного
будет со мною счастливого хана (султана турецкого) сто тысяч конных людей; я
не так буду, как Магмет-Гирей, с голою ратью, не думай, побольше его силы
идет со мною. Казанская земля - мой юрт, и Сафа-Гирей - царь - брат мне; так
ты б с этого дня на Казанскую землю войной больше не ходил, а пойдешь на нее
войною, то меня на Москве смотри".
Опять с единовластием Саипа началось вмешательство крымских ханов в
дела казанские, ибо мысль об освобождении Казани от русских и соединении
всех татарских орд в одну или по крайней мере под одним владеющим родом была
постоянною мыслию Гиреев, которую они высказывали, к осуществлению которой
стремились при первом удобном случае. Мы видели, что в последнее время жизни
великого князя Василия Казань спокойно повиновалась Москве в лице хана
своего Еналея. Еналей перенес свои подручнические отношения и к наследнику
Василиеву: по-прежнему остался верен Москве. Но вследствие перемены ханов,
вследствие разных влияний - русского, крымского - в Казани уже давно успели
образоваться стороны, из которых каждая ждала удобного случая низложить
сторону противную. В тяжкой войне Москвы с Литвою крымская сторона в Казани
увидала удобный случай свергнуть московского подручника: составился заговор
осенью 1535 года под руководством царевны, сестры Магмет-Аминя и князя
Булата. Еналей был убит, и царем провозглашен Сафа-Гирей крымский. Но это
было торжество одной стороны, другая оставалась; в Москву приехали с Волги
козаки, городецкие татары, и сказывали, что к ним на остров приезжали
казанские князья, мурзы и козаки, человек 60, объявили об убийстве Еналея и
прибавили: "Нас в заговоре князей и мурз с 500 человек; помня жалование
великих князей Василия и Ивана и свою присягу, хотим государю великому князю
служить прямо, а государь бы нас пожаловал, простил царя Шиг-Алея и велел
ему быть в Москву; и когда Шиг-Алей будет у великого князя в Москве, то мы
соединимся с своими советниками, и крымскому царю в Казани не быть".
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.