История России с древнейших времен(ч.5)
В 1518 году
константинопольский патриарх Феолипт присылал в Москву за милостынею; в
послании он называет великого князя наивысшим и кротчайшим царем и великим
кралем всей православной земли великой Руси. Потом присылал за тем же
александрийский патриарх Иоаким, из послания которого видим, что в Москву
приходили с востока за милостынею не только монахи, но и монахини; приходили
иноки Синайской горы. Касательно вспомоществований, доставлявшихся от
русских архиереев бедствовавшим собратиям их на Востоке, замечательна
грамота тверского епископа Нила к Василью Андреевичу Коробову,
отправлявшемуся в Константинополь. Эта грамота содержит перечисление вещей,
посылаемых Нилом патриарху византийскому Пахомию; из нее можем получить
сведения о некоторых отраслях тогдашнего искусства и о средствах русских
владык того времени: "От Нила, владыки тверского, сыну и господину Василию
Андреевичу. Дать ся рухлядь государю моему и брату Пахомью, патриарху: три
деисусы, один большой деисус стоячей в десть большой бумаги, резан рыбей
зуб, над ним 16 праздников, резаны на Синопое (?), а вверху над праздники
пророцы, резан рыбей же зуб; а другой деисус стоячей же и в полдесть резан
рыбей же зуб, а над ним резаны праздники рыбей же зуб; а третий деисус
стоячей же в четверть резан рыбей же зуб, а над ним резаны праздники рыбей
же зуб. Да икона в четверть на золоте писана мелким писмом, шестодневник, да
деисус на золоте, да икона бела мамонтова кость в полладони, а резано 12
празников; да двои ризы комчаты, у одних ожерелье шиты празники золотом да
серебром, напреди стоит София в премудрости и назад в тылу Преображенье
Спасово, а на правой стороне-вход в Иерусалим да Рождество Христово, а на
левой стороне-Воскресение Христово да богоявление; да кружево ширина на три
перста шито золотом, а сажено жемчугом мелким. Да патрахели, камка синя шита
золотом да серебром, да вверху Спас, да под тем Пречистая, да Иоанн
Предтеча, а под ними Михаил, да Гавриил, да 12 апостолов; в трех местах шиты
по обе стороны, да святители также шиты в трех местах по обе стороны. Да
сорок соболей, да 5 соболей одинцов, да 740 горностаев, да рыбья зуба болших
15, а средних и менших рыбья зуба полпятадесять; да чара серебряна, а тянет
в ней семь гривенок; да кубок гладкой на трех яблоках стати серебрян с
покрышкою, а тянет в нем 600 аспир атманских; да чарка же серебряна, внутри
позолочена, а писана внутри волова голова; да 5 скатертей шитых, да шестая
скатерть ноугородская с ручники шита; да часы немецкие 24 часы с колоколом и
с гирями; да шуба соболья под черным бархатом, да 9 шуб бельи хребтовых, да
8 шуб бельи черевьи, да 2 шубы бельи облячны, да два сатына-один черн, а
другой багров, да ширинок русских, да утиральников русских, да 120 гребений,
да 2000 белок деланых, да 440 хамяков, да 43 ножов рыбья зуба, пять гребеней
рыбья зуба с золотом резаны, на них звери; да 94 ножа простых, да десять
юфтей, да десять шапок лисьих, да три ставы калужских, да три ставы
тверских, да 20 пугвиц серебряных".
В Западной Руси в 1511 году король Сигизмунд по просьбе митрополита
Иосифа и князя Константина Острожского подтвердил грамоты предков своих,
Витовта, Казимира и Александра, данные русскому духовенству на свободное
отправление церковного суда, на беспрепятственное пользование доходами
церковными. Избранием епископов, переводом их из одной епархии в другую
распоряжался король: так, владимирский епископ Пафнутий бил челом королю,
чтоб он назначил его епископом луцким, - король исполнил его просьбу, тем
более что за Пафнутия просили князь Константин Острожский и пан Юрий
Радзивилл. Король же в 1511 году решил спор между двумя епископами-полоцким
и владимирским, кому из них занимать высшее место. В 1522 году били челом
королю архимандрит Киево-Печерского монастыря, крылошане, застолпники и вся
братия о восстановлении у них общины, которая пала вследствие обнищания
монастыря после татарских нашествий, - король исполнил их просьбу. При этом
они жаловались, что по смерти архимандритов воеводы киевские прибирают
монастырь к своим рукам и держат до тех пор, пока король не назначит нового
архимандрита, берут себе не только имущество покойного, но даже книги и
другие церковные вещи; король определил, что вперед, по смерти архимандрита,
старцы печерские берут имущество покойного на монастырь, потом вместе с
князьями, панами и земянами земли Киевской выбирают архимандрита и просят
короля о его утверждении, и до прихода этого утверждения управляют
монастырем старцы; за это при каждом избрании архимандрита они дают королю
по пятидесяти золотых. Монахи били также челом, что киевские воеводы часто
приезжают в монастырь, архимандрит и старцы должны их угощать и дарить, а
это им очень убыточно: король постановил, что воевода может приезжать в
монастырь только раз или два в год, когда монахи сами его позовут, причем
они его угощают, но даров никаких не дают. Король освободил также монастыри
от обязанности давать подводы и кормы послам и гонцам татарским. В случае
войны монастырь был обязан выставлять на службу десять человек конных и
вооруженных. Дошли до нас также королевские грамоты о возобновлении
монастырей Межигорского и Златоверхого Михайловского, об установлении в них
общин; король берет эти монастыри в свое ведение, дает им право выбирать
себе архимандритов. Монастыри продолжают владеть населенными землями.
В 1509 году киевский митрополит Иосиф созвал в Вильне собор из
епископов, архимандритов и протопопов; собор прежде всего вооружился против
тех, которые еще при жизни епископа уже подкупаются на его епископию и берут
ее, у короля без совета и воли митрополита, епископов, князей и панов
православных. Положено ставить в священники только людей достойных,
недостойного же не ставить, если даже и король будет этого требовать; в
последнем случае все епископы с митрополитом идут к королю и объявляют ему
недостоинство его избранника. Положено не принимать священников из одной
епархии в другую без отпускной грамоты от епископа; не допускать неженатых
священников до священнодействия: если хотят священствовать, то пусть идут в
монахи, в противном случае причисляются к мирянам; таким образом, и в
Западной Руси последовали примеру Руси Восточной. Определено, что князья и
паны в своих владениях не имеют прав отнимать церкви у священника без
объявления вины его епископу и без соборного суда над ним по этому
обвинению; если же князь или боярин отнимает у священника церковь без вины и
без ведома святительского, то епископ не ставит к церкви другого священника
до тех пор, пока не будет оказана справедливость первому.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.