История России с древнейших времен(ч.5)
Впрочем, в известные праздничные дни позволялось
женщинам и девушкам собираться на луга, качаться на качелях, петь песни с
прихлопыванием в ладоши. Здесь нас останавливает известие, что женщины очень
редко ходили в церковь; если принимать это известие, то оно объяснится тем,
что почти у каждого сколько-нибудь богатого человека была своя домовая
церковь, вследствие чего знатные женщины действительно могли очень редко
ездить на богомолье в соборные, монастырские и другими всеми посещаемые
церкви. Герберштейн первый пустил в ход рассказ, что русские женщины
упрекали в холодности мужей, если те их не били; то же самое говорит он и о
слугах, которые думали, что господа сердятся, если не бьют их. Герберштейн
жалуется также на лень и спесь значительнейших людей, не умевших при этом в
известных случаях поддерживать собственное достоинство. Будучи умеренны в
пище, они не были умеренны в питье. Богатые люди вели жизнь сидячую; ходить
пешком считалось неприличным.
Знатные люди имели многочисленную служню из рабов и свободных. И
свободный служитель проводил обыкновенно всю жизнь у одного господина,
потому что если он оставит последнего против его желания, то никто другой не
возьмет его; но и господин, дурно обращающийся с хорошим слугою, приобретает
дурную славу, и никто из свободных людей не пойдет к нему в услужение. Перед
смертию господа обыкновенно отпускают рабов на волю; но те, освободившись,
тотчас закабаливаются в холопство другим господам, взявши с них деньги. Отец
может закабалить своего сына; если последний получит свободу, то отец может
закабалить его в другой, третий и четвертый раз, после же четвертого раза
кабалить не может. Казнить смертию как свободных, так и несвободных людей
может один великий князь. Случаи смертной казни вообще бывали редки, ибо за
воровство редко казнили смертию, даже за убийство редко, если только оно не
было совершено для грабежа; употреблялись пытки-битье по пятам, обливание
холодною водою, вколачивание деревянных гвоздей под пятки. Взятки были в
явном употреблении. Герберштейн жалуется на хитрости жителей Московского
государства в торговле, на их страсть торговаться, тянуть дело и особенно
обвиняет в этом жителей собственно Московской области, хваля псковичей за
противоположный обычай. Он оставил описание боев, которыми в его время
потешались молодые люди в Москве: на обширной площади сходились они и
начинали биться на кулачки, стараясь ударять противника в самые
чувствительные места, так что часто выносили мертвых из толпы. В праздничные
дни рабочее народонаселение, отслушав обедню, возвращалось к своим обычным
занятиям, потому что простому народу запрещено употребление пива и меда,
исключая самых главных праздников-Светлого воскресенья, Рождества Христова,
Троицына дня и некоторых других.
Герберштейн оставил нам описание русской одежды XVI века, в которой нам
легко узнать кафтан, подпоясанный под живот кушаком, красные короткие сапоги
не доходили до колен. Из русских памятников довольно подробное перечисление
одежд и украшений женских и мужских находим в духовном завещании удельного
князя Димитрия Ивановича: накапки женские, саженные жемчугом, запушье
подволочное сажено жемчугом на бели на камке червчатой, саженье шубы
женской, сажено жемчугом с дробницею на бели, монисто золотое, цаты с
яхонтами и жемчугом, чело кичное с тем же украшением, переперы кичные
серебряные золоченые, ожерелье на цках золотых, серьги, жиковины женские-
все это, украшенное жемчугом и каменьями дорогими, монисто с крестами,
иконами и пронизками, запонки с переперами, чичаки золотые; мужское саженое
платье: ментени атласные с кружевом, а кружево сажено жемчугом, однорядки
скорлатные, колпаки-столбуны с жемчугом, чоботы, саженные жемчугом.
Упоминаются также в духовной сосуды золоченые через грань, на крышах у
которых были разные изображения: у одного -городок, у другого-птица; кубки
золоченые и незолоченые с пупышами, травами и достокановым делом, сосуды в
виде вола, лодки, петуха, рога, чары, ковши с литыми зверями и узорами,
мисы, блюда, блюдо лебяжье, блюдо гусиное, рассольники, горчишники, тарели,
ложки, ставцы, солонки, перечницы, уксусницы, сковороды золоченые. Из
завещаний можно иметь понятие только об одежде и столовом серебре, в
описании кончины Василиевой упоминается о креслах, на которых больной
великий князь сидел подле постели.
Мы видели вещи, поименованные в завещании княжеском; теперь взглянем на
завещание богатого купца, на вещи, которые в нем поименованы: "Благословляю
дочь свою Ульяну иконою Благовещения на золоте да другою иконою складною 12
праздников, серебром обложенною; да Ульяне же даю торлоп куний, летник
камчатный, шубку зеленую, ожерелье бобровое наметное, летник новый
мухояровый червчатый, летник изуфряный, кортел хребтовый белый. Другую дочь,
Анну, благословляю тремя иконами на золоте; даю ей лахань медную,
рукомойник, три котла поваренных, куб винный с трубою. Меньшую дочь,
Прасковью, благословляю пятью образами на золоте. Даю всем трем дочерям
своим восемь оловянников и кружек и мушором, да оловянничек медный, да судки
столовые оловянные, да четыре сковородки медные белые; теще своей дал шубу
кунью ветхую; дочерям-шубу кунью, шубу белью, однорядку лазоревую брюкишную,
охабень багровый, два ларца, коробью новгородскую, 9 блюд оловянных, четыре
шандана железных стенных да два шандана стоячих медных; дочери
Прасковье-котел медный пивной; дочери Анне - чарку серебряную, и цена чарке
два рубля". Герберштейн оставил нам краткое описание домов, которые, по его
словам, имели обширные и высокие сени, но низкие двери, так что входить
нужно было, непременно нагнувшись. В каждой комнате в переднем углу
находились изображения святых, или писаные, или литые.
В Западной Руси начальство препятствовало церковному суду, укрывая от
него преступников, и тем вредило нравственности. Назначенный митрополит
Иосиф жаловался королю, что многие из русских людей живут незаконно,
женятся, не венчаясь, детей крестить не хотят, на исповедь не ходят, а когда
он посылает за ними слуг своих, то войты, бурмистры, радцы, мещане не выдают
их на суд; король разослал грамоту, чтоб вперед этого не было. В уставных
грамотах державцам и тиунам жмудских волостей король говорит, что подданным
его в этих волостях урядники причиняют великие неправды и непомерные
тяжести, так что многие люди с земель своих прочь разошлись и земель пустых
много осталось.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.