История России с древнейших времен(ч.5)
Он не хотел решить этого вопроса один; но
ему было недостаточно мнения опальных бояр, мнения людей, которых он
подозревал в неискренности, в злоумышления; ему хотелось знать, что думают
другие сословия о войне; но узнать об этом, по его мнению, было нельзя ни
чрез опричников, стоявших враждебно к остальному народонаселению, ни чрез
бояр земских, от которых он не ожидал правды; обращаться ко всей земле в
виде выборных не было новостию для Иоанна: мы видели, как он в молодости
своей созывал выборных к Лобному месту, чтоб торжественно очистить себя от
обвинения в прежних бедствиях народных и сложить вину их на бояр. Летом 1566
года царь велел собрать духовенство, бояр, окольничих, казначеев,
государевых дьяков, дворян первой статьи, дворян и детей боярских второй
статьи, помещиков с западных, литовских границ, торопецких и луцких, как
людей, которым более других знакомы местные отношения, дьяков и приказных
людей, гостей, лучших купцов московских и смольнян, предложил им условия, на
которых хочет помириться с королем, и спрашивал их совета. Духовенство -
девять архиереев, четырнадцать архимандритов и игуменов, девять старцев -
совет учинили такой: "Велико смирение государское! Во всем он уступает,
уступает королю пять городов в Полоцком повете, по Задвинью уступает верст
на 60 и на 70 на сторону, город Озерище, волость Усвятскую в Ливонской
земле, в Курской земле (Курляндии) за Двиною 16 городов, да по ею сторону
Двины 15 городов ливонских с их уездами и угодьями, пленных полочан
отпускает без окупу и без размены, а своих пленных выкупает: государская
перед королем правда великая! Больше ничего уступить нельзя, пригоже стоять
за те города ливонские, которые король взял в обереганье, - Ригу, Венден,
Вольмар, Ранненбург, Кокенгаузен и другие города, которые к государским
порубежным городам, псковским и юрьевским, подошли; если же не стоять
государю за эти города, то они укрепятся за королем, и вперед из них будет
разорение церквам, которые за государем в ливонских городах; да не только
Юрьеву, другим городам ливонским и Пскову будет большая теснота, Великому
Новгороду и других городов торговым людям торговля затворится. А в ливонские
города король вступился и держит их за собою не по правде, потому что, когда
государь наш на Ливонскую землю наступил за ее неисправление, магистра,
епископа и многих людей пленом свел, города ливонские побрал и православием
просветил, церкви в них поставил, тогда остальные немцы, видя свое
изнеможение, заложились за короля с своими городами. А когда государь наш на
Ливонскую землю не наступал, то король мог ли хотя один город ливонский
взять? А Ливонская земля от прародителей, от великого государя Ярослава
Владимировича, принадлежит нашему государю. А и то королева, правда ли?
Будучи с государем нашим в перемирье, королевские люди пришли да взяли наш
город Тарваст и людей свели. И наш совет, что государю нашему от тех городов
ливонских, которые король взял в обереганье, отступиться непригоже, а
пригоже за них стоять. А как государю за них стоять, в том его государская
воля, как его бог вразумит; а нам должно за него, государя, бога молить; а
советовать о том нам непригоже. А что королевы послы дают к Полоцку земли по
сю сторону вверх по Двине на 15 верст, а вниз на 5 верст, а за Двину земли
не дают, рубежом Двину становят, то можно ли, чтоб городу быть без уезда? И
села и деревни без полей и без угодий не живут, а городу как быть без
уезда?"
Бояре, окольничие и приказные люди говорили: "Ведает бог да государь,
как ему, государю, бог известит; а нам кажется, что нельзя немецких городов
королю уступить и Полоцк учинить в осаде. Если у Полоцка заречье уступить,
то и посады заречные полоцкие будут в королевой стороне; по сю сторону Двины
в Полоцком повете все худые места, а лучшие места все за Двиною. И если в
перемирные лета литовские люди за Двиною поставят город, то, как перемирье
выйдет, Полоцку не простоять; а если в ливонских городах у короля прибудет
рати, тогда и Пскову будет нужда, не только Юрьеву с товарищами. Так чем
давать королю свою рать пополнять, лучше государю теперь с ним на таком его
высоком безмерье не мириться. Государь наш много сходил ко всякому добру
христианскому и на себя поступал; а литовские послы ни на какое доброе дело
не сошли: как замерили великим безмерием, так больше того и не говорят,
потому лучше теперь, прося у бога милости, государю промышлять с королем по
своей правде; король над государем верха не взял: еще к государю божия
милость больше прежнего. О съезде у бояр, окольничих и приказных людей такая
мысль: литовским послам о съезде отказать; боярам с панами на рубеже быть
непригоже и прежде того не бывало; если же король захочет с государем нашим
съехаться и договор учинить, то в этом государи вольны для покоя
христианского. Известно, послы литовские все говорят о съезде для того, чтоб
немного поманить, а между тем с людьми пособраться, с поляками утвердиться,
Ливонскую землю укрепить, рати в ней прибавить; а по всем вестям, королю
недосуг, с цесарем у него брань, и если Польша будет в войне с цесарем, то
Литовской земле помощи от поляков нечего надеяться. По всем этим государским
делам мириться с королем непригоже; а нам всем за государя головы свои
класть, видя королеву высость, и надежду на бога держать: бог гордым
противится; во всем ведает бог да государь; а нам как показалось, так мы и
изъявляем государю свою мысль". Печатник Висковатый сказал свою мысль
отдельно, что можно заключить перемирие с королем и не требуя уступки
ливонских городов, но только чтоб король вывел из них свои войска и не мешал
государю их добывать, обязался бы также не помогать им даже и после
истечения перемирных лет. Дворяне и дети боярские говорили согласно с
духовенством и боярами; торопецкие помещики сказали: "Мы, холопи государевы,
за одну десятину земли Полоцкого и Озерищского поветов головы положим, чем
нам в Полоцке помереть запертым; мы, холопи государские, теперь на конях
сидим и за государя с коня помрем. Государя нашего перед королем правда; как
государь наш Ливонской земли не воевал, тогда король не умел вступаться, а
теперь вступается. По-нашему, за ливонские города государю стоять крепко, а
мы, холопи его, на государево дело готовы". Остальные отвечали в том же
смысле.
Отобравши такие мнения, Иоанн отправил в Литву боярина Умного-Колычова
с наказом - не заключать перемирия не только без Ливонии, по даже если
король откажется давать ему титул царя и ливонского и не согласится выдать
Курбского; в наказе было также написано: "Если литовские паны станут
говорить, чтоб царь дал им на государство царевича Ивана, то отвечать: с
нами о том наказу никакого нет, и нам о таком великом деле без наказа как
говорить? Если это дело надобно государю вашему или вам, панам, то
отправляйте к государю нашему послов: волен бог да государь наш, как захочет
делать.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.