История России с древнейших времен(ч.5)
И умыслил царь и великий князь послать рать
свою на Астрахань.
Весною 1554 года, как прошел лед, 30000 русского войска под начальством
князя Юрья Ивановича Пронского-Шемякина поплыли Волгою под Астрахань; туда
же отправились вятские служилые люди под начальством князя Александра
Вяземского. 29 августа, когда царь, по обычаю, праздновал в селе Коломенском
свои именины с духовенством и боярами, прискакал гонец от князя Пронского с
вестию о взятии Астрахани. 29 июня, писал Пронский, пришли они на
Переволоку, что между Волгою и Доном, и отпустили наперед князя Александра
Вяземского и Данилу Чулкова с детьми боярскими и козаками астраханских людей
поискать и языков добыть. Князь Александр встретился с астраханцами выше
Черного острова, напал на них и разбил наголову: ни один человек не спасся.
Пленные сказали воеводам, что их послал Ямгурчей-царь проведовать про войско
московское, а сам Ямгурчей стоит ниже Астрахани в пяти верстах, в городе
людей мало, все люди сидят по островам. Пронский, оставя большие суда, пошел
наспех к Астрахани, князя Вяземского отпустил на Ямгурчеев стан, а сам пошел
к городу, куда прибыл 2 июля; высадившись в двух местах, русские двинулись
на крепость и заняли ее без малейшего сопротивления, потому что защитники ее
побежали при первом виде врага. То же самое случилось и с князем Вяземским,
который, приблизившись к царскому стану, не нашел там никого: Ямгурчей
ускакал к Азову, отпустивши жен и детей на судах к морю; царицы с царевичами
и царевнами были перехвачены, но царя тщетно искали по всем углам и дорогам.
7 июля настигнуты были толпы астраханцев, спасавшихся бегством: часть их
была побита, другие взяты в плен, причем освобождено было много русских
невольников. Тогда остальные астраханцы прислали с челобитьем к воеводам,
чтобы государь их пожаловал, побивать и разводить не велел, а велел бы
служить себе и царю Дербыш-Алею. Воеводы согласились на их челобитье с
условием, чтоб они выдали всех русских невольников, в какой бы Орде ни были
куплены; новый царь Дербыш-Алей также их пожаловал, лучшим людям велел жить
у себя в городе, а черных отпустил по улусам; во всех улусах нашлось князей
и мурз 500 человек да черных людей 7000; после еще перехватали по дорогам
беглецов и привели в Астрахань 3000 человек. Давши царю Дербыш-Алею город и
наловивши ему подданных, Пронский обязал его клятвою давать московскому
государю каждый год по 40000 алтын да по 3000 рыб; рыболовам русским царским
ловить рыбу в Волге от Казани до Астрахани и до самого моря безданно и
безъявочно, астраханским же рыболовам ловить с ними вместе безобидно. Если
умрет царь Дербыш-Алей, то астраханцы не должны тогда искать себе другого
царя, а должны бить челом государю и его детям; кого им государь на
Астрахань пожалует, тот и будет им люб. По утверждении этих условий шертною
грамотою, воеводы отправились в Москву, отпустивши всех астраханских
пленников, взяли с собою только цариц с детьми да русских невольников.
В феврале 1555 года пришла весть, что союзник московский, князь Измаил,
убил брата своего, Юсуфа, и многих мурз, а детей Юсуфовых и племянников всех
выгнал. Измаил писал Иоанну, что теперь вся Ногайская орда смотрит на него и
на союзных ему мурз, а что они неотступны будут от царя и великого князя до
смерти, просил, чтоб государь дал им вольный торг в Москве, Казани и
Астрахани. Служилый татарин, отправленный из Москвы послом к Юсуфу,
задержанный последним и освобожденный теперь Измаилом, рассказывал в Москве,
что братья, Измаил и Юсуф, резались в продолжение нескольких дней, пока
Измаил не одолел окончательно Юсуфа; ногайцев с обеих сторон пало множество:
как орда Ногайская стала, такого падежа над ними не бывало. Так дорезывали
кочевники друг друга в степях приволжских, приготовляя окончательное
торжество Московскому государству! Измаил просил государя послать стрельцов
и козаков на Волгу по перевозам для оберегания на случай прихода Юсуфовых
детей; просьба была немедленно исполнена: стрелецкий голова Кафтырев и
козачий атаман Павлов отправились на Волгу. Победитель Измаил должен был
хлопотать о русской помощи, ибо при степной войне он не мог быть покоен ни
одного дня, пока был жив хотя один из сыновей убитого Юсуфа. Положение
Дербыша было также незавидное: в постоянном ожидании нападений от Ямгурчея,
во вражде с крымским ханом, что еще важнее, во вражде с главою исламизма -
султаном турецким, с тяжелым значением данника московского, посаженного на
царство вопреки желанию астраханцев. Вот почему он бросился на сторону Крыма
и сыновей Юсуфовых, как только те дали обещание избавить его от Ямгурчея. В
апреле 1555 года он дал знать в Москву, что приходил к Астрахани царь
Ямгурчей с сыновьями Юсуфа, крымцами и янычарами и приступал к городу, но
что он, Дербыш, с астраханцами и русские козаки, оставленные Пронским,
отразили неприятелей. Здесь хан утаил самое важное. В мае оставленный в
Астрахани начальник русского отряда Тургенев дал знать также о приходе
Ямгурчея и сыновей Юсуфовых, но при этом извещал, что Дербыш вошел в
переговоры с последними, которые побили Ямгурчея с братьею, а Дербыш за это
перевез их на другую сторону Волги и таким образом дал им возможность
действовать против Измаила, что только и было им нужно: они напали врасплох
на дядю и выгнали его. Сам Тургенев встретился с Кафтыревым на Волге и
сказал, что Дербыш отпустил его из Астрахани, но послов своих к государю не
отправил и ссылается с крымским ханом; Кафтырев воротил Тургенева и с ним
вместе поплыл в Астрахань со всеми стрельцами и козаками. Приехавши в
Астрахань, Кафтырев нашел город пустым: все астраханцы разбежались,
испуганные слухом, что московский царь послал на них свою рать и велел всех
их побить; а между тем из Крыма пришли уже к ним три царевича с пушками и
пищалями. Кафтырев повестил Дербышу и всем астраханцам, что царь и великий
князь вовсе не хочет воевать их, а, напротив, отправляет к ним посла своего
Мансурова с милостями: отсылает назад к ним некоторых пленных цариц, о
которых просил Дербыш, отпускает их послов, новых Дербышевых и старых
Ямгурчеевых, и дарит им годовую дань. По этой повестке Дербыш и астраханцы
возвратились в город. Тогда же была получена весть, что Измаил, собравшись с
людьми, опять выгнал племянников и владеет всеми ногаями. Осенью сам Измаил
прислал послов с жалобою на Дербыша, что тот царю и великому князю не
прямит, им, ногаям, наделал много дурного, чтоб государь их от Дербыша
оборонил, взял бы и Астрахань в свое полное владение, как Казань; таким
образом, и здесь сами ордынцы потребовали от Москвы уничтожения другого
Татарского царства.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.