История России с древнейших времен(ч.5)
А ныне тот же бог".
Король не исполнил и третьего требования Иоаннова - освободить двух пленных
вельмож московских - князей Михайла Голицу и Федора Оболенского-Овчину - за
2000 рублей; вместо денег он просил за них городов и волостей: Чернигова,
Мглина, Дрокова, Поповой горы, Себежа и Заволочья, на что, разумеется, Иоанн
не мог согласиться.
Во время перемирия происходили ссылки между двумя дворами о разных
делах. В 1550 году приезжал в Москву посол Станислав Едровский, через
которого король велел сказать Иоанну: "Докучают нам подданные наши, жиды,
купцы государства нашего, что прежде изначала при предках твоих вольно было
всем купцам нашим, христианам и жидам, в Москву и по всей земле твоей с
товарами ходить и торговать; а теперь ты жидам не позволяешь с товарами в
государство свое въезжать". Иоанн отвечал: "Мы к тебе не раз писали о лихих
делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья
к нам привозили и пакости многие нашим людям делали; так тебе бы, брату
нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие злые дела". Еще
при жизни Сигизмунда Старого жиды брестские были выгнаны из Москвы и товары
их сожжены за то, что они привозили продавать мумею. Важнее для обоих
государств было требование Иоанна от короля: "Я послал грамоты всем своим
порубежным наместникам, чтоб на наших землях позволяли твоим сторожам
стеречь прихода татарского, и велел своим наместникам беречь твоих сторожей,
чтоб им от наших людей обид никаких не было. И ты бы также в Каневе и в
Черкасах своим наместникам приказал накрепко, чтоб они на своих землях нашим
сторожам места дали, и какие вести у твоих наместников про татар будут, и
они б наших наместников без вести не держали". Король показал было большую
учтивость: без окупа освободил из плена старого воеводу, князя Михайлу
Булгакова-Голицу, и прислал его в Москву. Царь принял старика очень ласково,
к руке звал, о здоровье спросил, велел ему сесть, пожаловал шубою и звал
обедать; Голица бил челом, что он истомился, и царь велел ему ехать на
подворье, а от стола своего послал к нему с кушаньем. Но и этот поступок не
повел к большой приязни между двумя государями, потому что непризнание
царского титула со стороны короля постоянно раздражало Иоанна; в наказе
послу Астафьеву, отправлявшемуся в Литву, читаем: "Станут говорить: прежде
московские писались всегда великими князьями, а теперь государь по какой
причине пишется царем? Отвечать: государь наш учинился на царстве по
прежнему обычаю, как прародитель его великий князь Владимир Мономах венчан в
царство Русское, когда ходил ратью на царя греческого Константина Мономаха,
и царь Константин Мономах тогда добил ему челом и прислал ему дары: венец
царский и диадему - с митрополитом Ефесским, кир Неофитом, и на царство его
митрополит Неофит венчал, и с этого времени назывался царь и великий князь
Владимир Мономах. А государя нашего венчал на царство Русское тем же венцом
отец его Макарий митрополит, потому что теперь землею всею Русскою владеет
государь наш один". Эти объяснения не помогали: король не называл Иоанна
царем в своих грамотах, за это Иоанн в ответных грамотах не писал
Сигизмунда-Августа королем, гонцы не брали таких грамот и уезжали с пустыми
руками.
Так было до Казанского похода; после взятия Казани, в ноябре 1552 года,
приехал в Москву Ян Гайко, присланный от виленского епископа и двоих
Радзивиллов (Николая Черного и Николая Рыжего), самых могущественных вельмож
в Литве, к митрополиту Макарию и боярам - князю Ивану Михайловичу Шуйскому и
Даниилу Романовичу Юрьеву. Гайко был принят Макарием и двумя этими боярами в
митрополичьем доме, причем присутствовали трое владык, архимандриты и
игумены. Митрополит спрашивал о здоровье пославших сидя, а бояре - вставши;
митрополит звал Гайка к руке, и посол целовал его руку; но когда бояре
позвали его к руке и спросили о здоровье, то он, отступя, ударил им челом;
после приема посол обедал у митрополита. В грамоте, посланной с Гайком,
епископ и Радзивиллы писали, чтоб митрополит и бояре наводили государя на
вечный мир и чтоб для его заключения московские послы приехали в Литву.
Митрополит по царскому приказанию отвечал Гайку, что он привез грамоту о
государских делах, а не о церковных, государские же земские дела до
митрополита не касаются, о них ответ дадут епископу и панам государские
бояре; он же митрополит, если бог даст, по времени господину и сыну своему
царю и великому князю Ивану станет напоминать и на то его наводить, чтоб
разлития крови христианской не было. Бояре отвечали панам, что вся вражда
между государями пошла и ссылки прекратились оттого, что король не дает
Иоанну царского титула, а царь за это не называет Сигизмунда-Августа
королем. "Мы думаем,- писали бояре,- что в Великом княжестве Литовском
старые паны радные еще есть и того не забыли, что никогда наши государи
наперед послов своих не посылали; великий князь Василий, несмотря на просьбы
императора и папы, даже и на границу послов своих не отправил для
переговоров с литовскими послами; отец короля Сигизмунда не добился этого и
в малолетство Иоанна, а теперь государь уже не малолетный и врагов своих
победил, Казань взял. Мы не только государю, но даже своим дядьям и братьям
грамоты вашей показать не смели".
В 1553 году приехали послы от короля - Довойна и Волович. Царь не
позвал их к руке, не пригласил к обеду и верющую грамоту велел отдать им
назад, потому что царского имени в ней не было. Послы говорили, что прежде
толков о титуле нужно заключить вечный мир, для которого Иоанн должен
уступить королю все завоеванные прежде у Литвы земли; после этого уже можно
начать дело о титуле, на который король не прежде может согласиться, как
получив согласие императора и папы. Бояре отвечали, что император и папа
давно называют московских государей царями и что прежде решения о титуле
никакого дела делать не станут. Послы уехали. Тогда царь созвал бояр и
говорил им: "Нам следовало бы за свое имя стоять крепко; но теперь казанские
люди еще не поукрепились совершенно, и мне кажется, что для казанского дела
надобно заключить с королем перемирие на год или на два, чтоб в это время
можно было Казань укрепить, а после этого будем стоять за свое имя крепко".
Бояре отвечали, что надобно заключить перемирие именно для казанского дела;
послов воротили с дороги, и заключили перемирие на два года.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.