История России с древнейших времен(ч.5)
Иностранные писатели указывают и торговые пути: так, они говорят о
судоходстве по Москве-реке, затрудняемом извилинами, особенно между Москвою
и Коломною; говорят, что в 24 германских милях от Рязани находится место
Донков на Дону: здесь купцы, отправляющиеся в Азов, Кафу и Константинополь,
нагружают свои суда, что делается обыкновенно осенью, в дождливое время
года, ибо в другое время Дон так мелок, что не может поднимать судов. Под
Вязьмою течет река того же имени, впадающая в Днепр: отсюда нагруженные
товарами суда спускаются обыкновенно в Днепр и обратно вверх по Днепру идут
суда до Вязьмы. Дмитров лежит на реке Яхроме, впадающей в Сестру, а Сестра
впадает в Дубну, приток Волги; вследствие такого течения рек здесь
производится обширная торговля. Любопытны известия иностранцев о немой
торговле, еще производившейся в XVI веке; такая торговля производилась с
лапландцами в северных пределах европейской России и за Уралом, в области
Оби. По договору с семьюдесятью ганзейскими городами 1514 года купцам их
позволено было торговать в Новгороде всяким товаром без вывета, солью,
серебром, оловом, медью, свинцом, серою, а новгородские купцы получили право
торговать в Немецкой земле также всяким товаром без вывета и воском. Купит
немец у новгородца воск и воск окажется нечист, то новгородец обязан его
обменить. Будет новгородец в немецких городах покупать или продавать что в
ласт, то весчего не платит, а начнет продавать или покупать в вес, то брать
с него весчее; также и немец в Новгороде, если станет продавать соль, сельди
и мед в ласт, то не платит весчего; если же в вес, то платит; даст немец за
какой-нибудь товар серебро, и окажется оно нечисто, то ему это серебро
обменить. У Герберштейна находим известие о ростах, которые простирались от
десяти до двадцати со ста. Мы не знаем, с какою скоростию тогдашние пути
сообщения позволяли купцам перевозить товары; но Герберштейн оставил нам
известие о ямской гоньбе: когда я, говорит Герберштейн, ехал из Новгорода в
Москву, то ямщик выставлял заблаговременно по 30, 40 и 50 лошадей, тогда как
мне нужно было не более 12; каждый из нас, таким образом, выбирал себе любую
лошадь. Всякому позволено пользоваться почтовыми лошадьми; если на дороге
лошадь утомится или падет, то вольно взять другую из первого дома или у
первого встретившегося проезжего, исключая гонца великокняжеского; ямщик
обязан отыскать лошадь, брошенную на дороге, также доставить взятую лошадь
хозяину и заплатить ему прогоны: за 10 или 20 верст платится обыкновенно 6
денег. Слуга Герберштейна проехал 600 верст из Новгорода в Москву в 72 часа;
такая скорость езды, заключает наш автор, тем удивительнее, что лошади очень
мелки и содержатся гораздо хуже, чем у нас. Из русских известий о ямах дошла
до нас великокняжеская грамота о починке ветхого строения на Ергольском яму:
"Сказывали ергольские ямщики, что на яму хоромы, избы, сенники и конюшни
погнили и тын обвалился: велеть их построить крестьянам белозерскими сохами,
всеми без исключения, чей кто ни будь, а с сохи брать по два человека; теми
же сохами велеть крестьянам от Ергольского яма до Напорожского дороги
почистить, мосты по рекам, болотам и грязям починить; вместо сгнивших мостов
новые намостить, на реках мосты мостить на клетках, чтоб их вешняя вода не
сносила. Отмерить земли к яму ямщикам на пашню, сенокос и ямским лошадям на
выпуск, и этой земли межи назначить, ямы покопать и драни покласть".
Название ямов произошло не от этих межевых ям, которые употреблялись везде,
но или от русского слова емлю- беру, или, что еще вероятнее, от татарского
ям-дорога.
В Западной Руси король Сигизмунд дал в 1511 году жителям Вильны право,
по которому приезжие в их город купцы могли торговать только с ними,
исключая ярмарки, когда приезжие купцы могли торговать и с купцами
иностранными. Относительно искусства при Василии замечательно известие
летописи о поновлении старых икон греческого письма, икон спасителя и
богородицы, которые были принесены для этого из Владимира в Москву в 1518
году, торжественно встречены митрополитом Варлаамом и всем народом.
Поновляли их в митрополичьих палатах, и сам митрополит, сказано, много раз
своими руками трудился в этом деле; по обновлении и украшении иконы были
отпущены назад во Владимир также с большим торжеством. В 1531 году также для
поновления принесли в Москву две иконы изо Ржевы: одна изображала
преподобную Параскевию, а другая-мученицу Параскевию. Стенною церковною
живописью славился русский мастер Федор Едикеев; упоминается также
иконописец Алексей Псковитин Малый. Замечательнейшим из строительных
памятников Василиева княжения остался для нас Новодевичий монастырь в
Москве, основанный в благодарность за взятие Смоленска. Мы уже имели случай
заметить, что вызов иностранных художников и медиков продолжался и при
Василии; в 1534 году по приказанию великого князя слит был колокол в 1000
пуд, лил его Николай немец; одиннадцать каменных церквей были построены при
Василии в Москве мастером Алевизом Фрязиным; Ивановскую колокольню построил
Бон Фрязин. Кроме упомянутых при описании болезни Василиевой двоих немецких
лекарей, Николая Булева и Феофила, был еще третий, родом грек, именем Марко.
Но в то время как плоды европейской гражданственности принимались, хотя
медленно и слабо, в Московском государстве, русские люди, двигаясь
по-прежнему на северо-восток, продолжали полагать среди здешних лесов, среди
дикого их народонаселения основу гражданственности-христианство, и
Герберштейн, который так часто смотрит с черной стороны на Московию, не мог,
однако, не заметить, что и в его время русские иноки отправлялись в разные
страны на север и восток, преодолевая на пути величайшие трудности, терпя
голод, подвергая опасности жизнь, - все это с одною целию-распространить
христианство. Описывая Пермь, тот же Герберштейн говорит, что здесь и после
Стефановой проповеди остается в лесах еще много язычников; но монахи, туда
отправляющиеся, не перестают отрывать их от прежних заблуждений. Пустынник
Феодорит крестил кольских лопарей; Трифон распространял христианство у
лопарей, живших на реке Печенге.
В истории русской церкви времен Василиевых сосредоточивают на себе наше
внимание два знаменитых лица: одно уже известное нам-Иосиф Волоколамский,
другое-Максим Грек. Восшествие на престол Василия обеспечивало для Иосифа
торжество над ересью и обещало постоянное покровительство верховной власти.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.