История России с древнейших времен(ч.5)
в числа приехал сам царь с сыном Иваном, со всем двором и с 1500
стрельцами, стал на торговой стороне, на Городище. На другой день вышло
первое повеление: игуменов и монахов, которые стояли на правеже, бить на
лками до смерти н трупы развозить по монастырям для погребения. На третий
день, в воскресенье, Иоанн отправился в кремль к св. Софии к обедне; на
Волховском мосту встретил его, по обычаю, владыка Пимен и хотел осенить
крестом; но царь ко кресту не пошел и сказал архиепископу: "Ты, злочестивый,
держишь в руке не крест животворящий, а оружие и этим оружием хочешь уязвить
наше сердце: с своими единомышленниками, здешними горожанами, хочешь нашу
отчину, этот великий богоспасаемый Новгород, предать иноплеменникам,
литовскому королю Сигизмунду-Августу; с этих пор ты не пастырь и не учитель,
но волк, хищник, губитель, изменник, нашей царской багрянице и венцу
досадитель". Проговоривши это, царь велел Пимену идти с крестами в Софийский
собор и служить обедню, у которой был сам со всеми своими, после обедни
пошел к архиепископу в Столовую палату обедать, сел за стол, начал есть и
вдруг дал знак своим князьям и боярам, по обычаю, страшным криком; по этому
знаку начали грабить казну архиепископа и весь его двор, бояр и слуг его
перехватали, самого владыку, ограбив, отдали под стражу, давали ему на корм
ежедневно по две деньги. Дворецкий Лев Солтыков и духовник протопоп Евстафий
с боярами пошли в Софийский собор, забрали там ризницу и все церковные вещи,
то же было сделано по всем церквам и монастырям. Между тем Иоанн с сыном
отправился из архиепископского дома к себе на Городище, где начался суд: к
нему приводили новгородцев, содержавшихся под стражею, и пытали, жгли их
какою-то "составною мудростию огненною", которую летописец называет
поджаром; обвиненных привязывали к саням, волокли к Волховскому мосту и
оттуда бросали в реку; жен и детей их бросали туда же с высокого места,
связавши им руки и ноги, младенцев, привязавши к матерям; чтоб никто не мог
спастись, дети боярские и стрельцы ездили на маленьких лодках по Волхову с
рогатинами, копьями, баграми, топорами и, кто всплывает наверх, того
прихватывали баграми, кололи рогатинами и копьями и погружали в глубину; так
делалось каждый день в продолжение пяти недель. По окончании суда и расправы
Иоанн начал ездить около Новгорода по монастырям и там приказывал грабить
кельи, служебные домы, жечь в житницах и на скирдах хлеб, бить скот;
приехавши из монастырей, велел по всему Новгороду, по торговым рядам и
улицам товары грабить, анбары, лавки рассекать и до основания рассыпать;
потом начал ездить по посадам, велел грабить все домы, всех жителей без
исключения, мужчин и женщин, дворы и хоромы ломать, окна и ворота высекать;
в то же время вооруженные толпы отправлены были во все четыре стороны, в
пятины, по станам и волостям, верст за 200 и за 250, с приказанием везде
пустошить и грабить. Весь этот разгром продолжался шесть недель. Наконец 13
февраля утром государь велел выбрать из каждой улицы по лучшему человеку и
поставить перед собою. Они стали перед ним с трепетом, изможденные, унылые,
как мертвецы, но царь взглянул на них милостивым и кротким оком и сказал:
"Жители Великого Новгорода, оставшиеся в живых! Молите господа бога,
пречистую его матерь и всех святых о нашем благочестивом царском державстве,
о детях моих благоверных, царевичах Иване и Федоре, о всем нашем
христолюбивом воинстве, чтобы господь бог даровал нам победу и одоление на
всех видимых и невидимых врагов, а судит бог общему изменнику моему и
вашему, владыке Пимену, его злым советникам и единомышленникам: вся эта
кровь взыщется на них, изменниках; вы об этом теперь не скорбите, живите в
Новгороде благодарно, я вам вместо себя оставлю правителем боярина своего и
воеводу, князя Петра Даниловича Пронского". В тот же день Иоанн выехал из
Новгорода по дороге в Псков; владыку Пимена, священников и дьяконов, которые
не откупились от правежа, и опальных новгородцев, которых дело еще не было
решено, отослали с приставами в Александровскую слободу. Какое впечатление
произвел на новгородцев погром, всего лучше видно из следующего известия: 25
мая 1571 года в церкви св. Параскевы на торговой стороне у обедни было много
народа; когда после службы стали звонить в колокола, вдруг на всех напал
таинственный ужас, все побежали в разные стороны, мужчины, женщины, дети,
толкали друг друга, не зная, куда бегут, купцы пометали лавки, отдавали
товары собственными руками первому попавшемуся. Точно такое же известие о
пополохе встречаем в летописях под 1239 годом, после Батыева погрома.
Из Новгорода Иоанн направил путь ко Пскову; псковичи боялись участи
новгородцев; по распоряжению воеводы, князя Токмакова, они встретили Иоанна
каждый перед своим домом с женами и детьми, держа в руках хлеб и соль;
завидев царя, все падали на колена. Иоанн недолго прожил во Пскове, велел
грабить имение у граждан, кроме церковного причта взял также казну
монастырскую и церковную, иконы, кресты, пелены, сосуды, книги, колокола. Но
дело не кончилось Новгородом и Псковом: по возвращении царя в Москву
началось следствие о сношениях новгородского архиепископа Пимена и
новгородских приказных людей с боярами - Алексеем Басмановым и сыном его
Федором, с казначеем Фуниковым, печатником Висковатовым, Семеном Яковлевым,
с дьяком Васильем Степановым, с Андреем Васильевым, с князем Афанасием
Вяземским; сношения происходили о том, чтоб сдать Новгород и Псков
литовскому королю, царя Иоанна извести, на государство посадить князя
Владимира Андреевича. Это сыскное изменное дело до нас не дошло, а потому
историк не имеет права произнести свое суждение о событии. Известны
следствия: казнены были князь Петр Оболенский-Серебряный, Висковатый,
Фуников, Очин-Плещеев, Иван Воронцов, сын известного нам Федора, и многие
другие, 180 человек прощено; всего удивительнее встретить между осужденными
имена главных любимцев Иоанновых - Басмановых и Вяземского; Вяземский умер
от пыток, Алексей Басманов, как говорят, был убит сыном Федором по
приказанию Иоанна. Владыка Пимен Новгородский сослан был в Венев.
Известно нам и состояние души Иоанна, образ его мыслей после
рассказанных событий; к 1572 году относится единственное дошедшее до нас
духовное завещание его. В этой духовной царь высказывает убеждение, что он и
семейство его непрочны на московском престоле, что он изгнанник, ведущий
борьбу с своими врагами, что этой борьбе не видать близкого конца, и потому
Иоанн дает наставление сыновьям, как им жить до окончания борьбы.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.