История России с древнейших времен(ч.5)
Сейм сначала противился
королевскому предложению, потом согласился. Но при конце сейма земские послы
просили короля, чтоб следующим, третьим походом постарался окончить войну,
ибо шляхта и особенно ее крестьяне совершенно изнурены поборами и далее
выносить их не в состоянии. Король отвечал чрез Замойского что он не длит
нарочно войны, предпринятой для общего спокойствия и выгоды: неприятель
теперь в таком положении, что легко довести его до последней крайности,
продля хотя немного войну; что, исполняя желание земли, он не будет
препятствовать заключению мира, как скоро принудит неприятеля уступить ему
всю Ливонию.
Переговоры о мире продолжались во все это время; Сицкий и Пивов ехали
за Баторием от Великих Лук до Варшавы; приставы, державши долго послов,
повели их за королем к Полоцку; на дороге литовские люди послов бесчестили,
посольских людей били, грабили, корму людского и конского послам не давали,
отчего много лошадей у них попадало. В недостатке корма, впрочем, после пред
послами объяснились и извинились, и Баторий старался вознаградить послов за
прежние нужды, даря их винами иностранными и медом старым. Но потом опять
послы начали терпеть нужду, и пристав на их жалобы отвечал: "Вам все корм
давай! Ведь доброму делу не бывать; те гроши, что было вам на корм давать,
надобны еще на другие дела". В Варшаве паны радные польские говорили послам
великие задорные речи и непригожие слова, да и, в Раде сидя, говорили
высокие и задорные слова, а гладко и склонно никто ничего не говорил; послы
против их разговоров молчали, а отговаривали им без брани, слегка, по
государеву наказу. Послы предлагали заключить перемирие на том условии, что
каждому владеть, чем владеет, но паны с этим предложением и к королю не
пошли. Царь прислал к королю гонца с требованием опасной грамоты на новых
послов. "Этим послам, - писал Иоанн, - мы велели договориться подробно
насчет Лифляндской земли, как делу пригоже статься; тогда по договору и
людей из Лифляндской земли велим вывести, а до тех пор ты бы" брат наш,
людей не собирал и убытка казне своей не делал". Гонцу было наказано: "Если
король о царском здоровье не спросит и против царского поклона не встанет,
то об этом ничего не говорить". Послами были отправлены думные дворяне
Пушкин и Писемский; им дан был такой наказ: "Послы не должны отдавать
верющей грамоты никому, кроме короля; должны требовать, чтоб их непременно
представили Баторию, а если станут их укорять, или бесчестить, или бранить,
или бить, то на укоризну, бесчестье и брань отвечать, смотря по делу, что
будет пригоже и как их бог вразумит, слегка а не браниться, против побоев
терпеть и стоять накрепко, чтоб их отпустили к королю, а, пока у короля не
будут, до тех пор грамоты верющей никому не давать и посольства ни перед кем
не править. Если король не встанет и велит о государевом здоровье спрашивать
панам, то и за этим не останавливаться, о государевом здоровье говорить,
грамоту верющую подавать, посольство править; если будут их на посольстве
бранить или бить - говорить одно, чтоб дали посольство исправить и ни за чем
не останавливаться, самим не задирать и невежливых слов королю не говорить.
Если паны станут говорить, чтоб государя царем не писать, и за этим дело
остановится, то послам отвечать: государю нашему царское имя бог дал, и кто
у него отнимет его? Государи наши не со вчерашнего дня государи, извечные
государи; а если государь ваш не велел нашего государя царем писать, то
государь наш для покоя христианского не велел себя царем писать; все равно,
как его ни напиши, во всех землях ведают, какой он государь. Если же станут
спрашивать, кто же это со вчерашнего дня государь, отвечать: мы говорим про
то, что нам государь не со вчерашнего дня государь, а кто со вчерашнего дня
государь, тот сам себя знает. Если не захотят писать государя братом королю,
то отвечать: государи наши извечные государи; государю нашему братья
турецкий цезарь и другие великие государи, и то нашему государю не важно,
что с вашим государем писаться братом, и если государь ваш этого не хочет,
то мы просто напишем без братства, что взяли перемирье государь с государем.
А если станут говорить, чтоб в перемирной грамоте написать так от имени
короля: учинили мы тебя (царя) в братстве и в дружбе, и в любви, - то и за
этим дело не останавливать; если король не согласится писать царя
смоленским, то согласиться и на это". Любопытно, что, соглашаясь на все,
приказывая послам терпеть все, Иоанн не может отказать себе в удовольствии
уколоть Батория, что он со вчерашнего дня государь.
Послы приехали с предложением королю всей Ливонии, за исключением
только четырех городов; но король не только по-прежнему требовал всей
Ливонии, но прибавил еще новые требования: потребовал уступки Себежа и
уплаты 400000 золотых венгерских за военные издержки. Это вывело из терпения
Иоанна. Послы отказались продолжать переговоры, просили дозволения послать к
своему государю за новым наказом. Есть также известие, что послы дали знать
ему о затруднительном положении Батория, который потерял брата, князя
седмиградского, и мог быть вовлечен по этому случаю в большие хлопоты. Когда
явился гонец Баториев с требованием нового наказа послам, то царь против
королевского имени не встал, о здоровье королевском не спросил, потому что и
король этого не делал; гонцу не было поставлено скамьи, поминков у него не
взяли, обедать не позвали, потому что Стефан король на кровопролитие
христианское стоит беспрестанно. Иоанн отправил с гонцом к Стефану грамоту,
начинавшуюся такими словами: "Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея
Руси, по божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению".
Изложивши условия мира, предложенные послам, царь пишет: "Мы такого
превозношенья не слыхали нигде и дивимся, что ты мириться хочешь, а паны
твои такое безмерье говорят. Они говорили нашим послам, что те приехали
торговать Лифляндскою землею: наши послы торгуют Лифляндскою землею, и это
нехорошо; а это хорошо, что паны твои нами и нашими государствами играют и в
гордости своей хотят того, чему нельзя статься: это не торговля, разговор!
Когда на вашем государстве были прежние государи христианские,
благочестивые, которые о кровопролитии христианском жалели, тогда паны-рада
с нашими послами разговорные речи говаривали и многие приговоры делывали
чтоб на обе стороны любо было. Съезжаются, бывало, много раз, и побранятся,
и опять помирятся, делают долго, не в один час.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.