История России с древнейших времен(ч.5)
Взято было и
несколько других близлежащих крепостей; с другой стороны князь Константин
Острожский опустошил область Северскую до Стародуба и Почепа, а староста
оршанский Кмита - Смоленскую; шведы опустошали Карелию и землю Ижорскую,
осаждали Нарву, но были от нее прогнаны.
Поход 1579 года был кончен Баторием; он возвратился в Вильну. Еще в
половине сентября он отправил к царю грамоту, в которой писал, что по
восшествии на престол главным старанием его было сохранить мир со всеми
соседями и везде он успел в этом; один только царь прислал ему гордую
грамоту, в которой требовал Ливонии и Курляндии. "Так как нам не годилось, -
заключает король, - исполнить это требование, то мы сели на коня и пошли под
отчинный наш город Полоцк, который господь бог нам и возвратил:
следовательно, кровь христианская проливается от тебя". Иоанн отвечал:
"Другие господари, твои соседи, согласились с тобою жить в мире, потому что
им так годилось; а нам как было пригоже, так мы с тобою и сделали; тебе это
не полюбилось; а гордым обычаем грамоты мы к тебе не писывали и не делывали
ничего. О Лифляндской же земле и о том, что ты взял Полоцк, теперь говорить
нечего; а захочешь узнать наш ответ, то для христианского покоя присылай к
нам послов великих, которые бы доброе дело между нами попригожу постановить
могли. Мы с тобою хотим доброй приязни и братства и по всем своим границам
запретили вести войну; распорядись и ты также по всем своим границам, пока
послы великие между нами братство и добрую приязнь поставят; бояре наши били
нам челом, чтоб мы кровопролития в христианстве не желали, и велели им
обослаться с твоими панами; мы на просьбу их согласились". Царь по
требованию Батория отпустил гонца его, Лопатинского, который был задержан за
то, что привез объявление войны; при отпуске царь велел сказать ему: "Пришел
ты к нам от своего государя с грамотою, в которой Стефан король многие
укоризненные слова нам писал и нашу перемирную грамоту с тобою к нам
прислал; людей, которые с такими грамотами приезжают, везде казнят, но мы,
как господарь христианский, твоей убогой крови не хотим и по христианскому
обычаю тебя отпускаем". С Лопатинским отправлен был особый гонец, который
должен был требовать освобождения пленных на размен и на выкуп. Это было в
генваре 1580 года; в марте Стефан отвечал: "Мы к тебе послов своих посылали,
но ты отправил их с необычным и к доброй приязни непригожим постановлением а
твои послы, бывшие у нас, ничего доброго не постановили: так после этого
теперь нам посылать к тебе послов своих непригоже; присылай ты своих к нам,
и присылай немедленно. А что пишешь об освобождении пленных, то сам рассуди,
приличное ли теперь к тому время? А нужды им у нас никакой нет". Паны
прислали боярам опасную грамоту на московских послов. Царь приговорил
послать от бояр к панам с ответом, что они прислали опасную грамоту не
по-пригожу, высоко, мимо прежнего обычая; пусть лучше наводят государя
своего на то, чтоб отправлял своих послов в Москву немедленно. Иоанн
отправил ответ свой Баторию с дворянином Нащокиным. "Мы послов твоих, -
писал царь, - приняли и отпустили по прежним обычаям, по неволе они ничего
не делали бесчестья и нужды им никакой не было. А наши послы у тебя ничего
не постановили потому, что ты не хотел подтвердить постановленного твоими
послами у нас, вставил новое дело, наших послов обесчестил, принял их не по
прежним обычаям и без дела к нам отослал, а потом прислал к нам гонца
Лопатинского с грамотою, и какие речи написал ты в этой грамоте - сам
знаешь. Если нам теперь все эти дела между собою поминать, то никогда
христианство покоя не получит, так лучше нам позабыть те слова, которые
прошли между нами в кручине и в гневе; ты бы, как господарь христианский,
дело гневное оставил, а пожелал бы с нами братской приязни и любви; а мы с
своей стороны все дела гневные оставили, и ты бы" по обычаю отправил к нам
своих послов". В случае нужды Нащокин должен был согласиться на отправление
царских послов в Литву; касательно поведения своего московские гонцы
получали в это время такой наказ: "Будет в чем нужда, то они должны
приставам говорить об этом слегка, а не браниться и не грозить; если
позволят покупать съестные припасы то покупать, а не позволят - терпеть;
если король о царском здоровье не спросит и против царского поклона не
встанет, то пропустить это без внимания, ничего не говорить; если станут
бесчестить, теснить, досаждать, бранить то жаловаться на это приставу слегка
а прытко об этом не говорить, терпеть".
Баторий отвечал что он уже садится на коня и выступает с войсками
своими туда, куда господь бог укажет дорогу впрочем будет ждать московских
послов пять недель, считая от 14 июня. Иоанн отвечал на это, что уже
назначил послов - стольника князя Ивана Сицкого-Ярославского и думного
дворянина Романа Пивова, но что в такой короткий срок, как назначил король,
им не поспеть и на границы, не только в Вильну. Баторий отвечал, что все эти
отсрочки ведут только к упущению удобного времени для войны, что он
выступает в поход, но что выступление нисколько не препятствует московским
послам приехать к нему для переговоров туда, где он будет находиться с
войском. Ясно было, что Баторий пересылался с царем только для того, чтоб
выиграть время, чтоб собраться с силами, достаточными для успешного похода.
Для этого ему нужен был почти целый год: вместо благодарности многие
встретили его с упреками, упреки эти были опровергнуты на сейме благодаря
искусству и красноречию знаменитого канцлера Замойского; но нельзя было
скоро действовать при недостатке денег, при медленности, с какою собирались
войска. Деньги король кое-как собрал, пожертвовал свои, занял у частных
людей, причем также много помог ему Замойский; брат Батория, князь
седмиградский, прислал опять значительный отряд венгров; но все еще было
мало пехоты; шляхта никак не хотела служить в ней; надобно было набирать ее
из городских жителей, но последние не были так привычны к военной службе,
были изнежены спокойным пребыванием в городах; придумали средство составить
пехоту из людей крепких, способных к перенесению трудов и лишений: положили
в королевских имениях из 20 крестьян выбирать одного которого по выслуге
срочного времени освобождать навсегда самого и все потомство от всех
крестьянских повинностей. В Москве также не теряли времени, собирали деньги
и войско, но здесь не было искусных в военном деле иностранных дружин, здесь
не было полководцев, которые бы могли равняться с Баторием.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.