История России с древнейших времен(ч.5)
Этою зимою ходили мы недруга своего короля воевать, седши
сами на конь и со всеми ратями своими многих земель, в королеву землю пришли
и, слава богу, город Полоцк взяли. Мы было хотели и к Вильне идти, но Рада
королева большая к нашим боярам прислала бить челом, чтоб бояре упросили нас
из земли воротиться, а государь их король сейчас же пришлет к нам послов
своих бить челом о своем неисправлении. Бояре наши били челом брату нашему,
князю Владимиру Андреевичу, и, вместе с ним падши к нашим ногам, говорили:
великий государь! Вера у вас с королем одна, больше кровь зачем проливать!
Недруга своего землю ты воевал, рати твои богатством и пленом наполнились,
город у него лучший ты взял, недруг твой прислал к тебе бить челом и в твоей
воле хочет быть! И мы, не хотя братнего и боярского челобитья оскорбить, на
свое государство пришли". В наказе Нагому было написано: "Если станут
спрашивать о Казани, то отвечать: о Казани что и говорить! Казань во всей
государской воле, церкви в городе и по уездам многие поставлены, в городе и
на посаде все русские люди живут, и многие земли роздал государь княжатам и
детям боярским в поместья; этою зимою было на государской службе в Литовской
земле одних казанских людей с 50000 кроме русских людей; астраханских людей
было тысячи с две; а в дальние походы государь астраханских людей не берет,
потому что им ходить далеко, а велел им государь ходить на тамошние службы -
в Шавкалы, в Юргенч, в Дербент и в иные места, куда государские воеводы
пошлют. Если вспомнят при каком-нибудь случае о великом князе Иване
Даниловиче Калите и о царе Узбеке и если сам царь начнет говорить, то послу
отвечать, что он еще молод, тех дел не слыхал, то ведает бог да вы,
государи; а если станут об этом говорить без царя князья, то отвечать, что
такие разговоры к доброму делу нейдут, то дело было невзгодою государя
нашего прародителей, а теперь божиею волею Узбеков юрт у кого в руках, сами
знаете; известно, от кого на том юрте посланники и воеводы сидят, и по
Узбекову юрту кому к кому следует поминки посылать-знаете; Узбек и князь
великий Иван уже минулися, а что теперь, то всеми видимо, и что видимо, то
минувшего крепче; во всех государствах бог сегодня то повысит, а завтра
иное".
На речи Нагого хан отвечал: "Король мне дает казну ежегодно, а государь
ваш со мною бранится и казны и поминков, как было при прежних царях, не
посылает; если государь ваш хочет со мною дружбы, то давай мне казну, как
давал Саип-Гирею царю, да и ту мне казну давай же, что мне король дает, да и
сверх королевой казны поминки дай; а если не даст мне казны и поминков, то
мне с государем вашим для чего мириться и королеву казну из чего потерять?"
Нагой отвечал: "Государю моему казны к тебе не присылывать, и в пошлину
государь наш никому не дает ничего, государь наш дружбы не покупает:
станется между вами доброе дело, так государь наш тебе за поминки не
постоит". Хан жаловался, что Иоанн велел схватить в Путивле посла его и
держать в Москве под стражею; Нагой отвечал, что это сделалось по
распоряжению изменников, которые были в приближении у государя, но что
теперь эти люди в опале. Один из князей говорил Нагому: "Татарин любит того,
кто ему больше даст, тот ему и друг". Мирные предложения со стороны Иоанна
дали хану случай торговаться с королем: когда последний прислал ему казну,
36 телег со всякою рухлядью, то хан велел сказать ему, чтоб присылал вдвое,
иначе он помирится с московским и будет с ним вместе Литву воевать. Взявши
казну от короля, хан дожидался богатых поминков из Москвы, чтоб помириться и
с нею и потом смотреть, кто будет щедрее; новый посол царский, Ржевский,
привез хану такие поминки, которые ему очень полюбились: он оказал обоим
послам, Ржевскому и Нагому, большие почести, даже обдарил их, чего прежде не
бывало, и дал шертную грамоту царю.
Крымские ханы по разбойничьему характеру своей Орды не могли постоянно
и долго иметь в виду высших интересов: напуганный Ржевским, Вишневецким,
Адашевым, прельщенный богатыми подарками, Девлет-Гирей позабыл на время о
Казани и Астрахани; но мысль об них, мысль о том, что христианские церкви
поставлены в древнем убежище мусульманства, беспокоили другого владельца,
который считал себя главою мусульманского мира, - султана турецкого.
Отдаленность и другие заботы помешали Солиману II непосредственно
заступиться за Казань и Астрахань; он поручил это дело крымцам и ногаям, но
мы видели, как они исполнили его поручение. Теперь, управившись с делами и
слыша жалобы магометан, Солиман решился заняться севером и отправить войско
для завоевания Астрахани. Но этого намерения прежде всего испугался крымский
хан: зависимость от турок сильно тяготила его; боясь более всего увеличения
турецкого могущества на северных берегах Черного моря, на Дону и на Волге,
он всеми силами начал отвращать султана от похода на Астрахань; притом он
знал, что вся тяжесть этого похода должна пасть на него: крымцы любили
только предпринимать опустошительные набеги с верною надеждою на добычу, а
теперь заставят их предпринять трудный поход, успех которого был очень
сомнителен, заставят осаждать город, биться с русскими, которые нелегко
поддаются, и в случае даже успеха грабить своих татар им не дадут, а
московские пленники достанутся туркам. Нагой дал знать Иоанну, что в
сентябре 1563 года турский хункер (султан) прислал к Девлет-Гирею чауша с
приказанием к весне запас готовить и лошадей кормить, а на весну идти на
Астрахань; с ханом турский посылает своих царевичей, с ними многих людей и
янычар; велел турский хану приготовить тысячу телег под наряд; пойдут турки
с большим нарядом на судах Доном до речки Иловли, на устье Иловли класть им
наряд и телеги в малые суда, и плыть Иловлею вверх до речки Черепахи, до
которой от Иловли будет у них переволоки (в нынешней Качалинской станице)
верст с семь, и речкою Черепахою идти им вниз до Волги; за Волгу возиться им
против Черепашского устья на Ногайскую сторону и идти к Астрахани сухим
путем. Присылали к турскому бить челом черкесы, также астраханские,
ногайские и казанские люди, чтоб турский послал людей на Астрахань, а они с
ними все готовы вместе промышлять; астраханские татары ждут только приходу
турских людей, хотят город взять. Большая досада турскому на государя за то,
что когда бусурманы с Прикавказья и из других государств поедут на Астрахань
к Магометову гробу, то московские воеводы в Астрахани их не пропускают.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.