История России с древнейших времен(ч.5)
А что ты
писал о съезде посольском на границах, то это кто-нибудь, не желая между
государями доброго согласия, такие новизны выдумывает; от предков наших
государей повелось, что от королей к ним послы ходили и дела у них делали".
Король сделал еще шаг вперед: в июлe месяце прислал уже прямо от себя к
Иоанну кревского наместника Никодима Техановского с прежним требованием
присылки великих послов в Литву и с опасною грамотою на них. В Думе решили:
Никодима отпустить, а к королю послать сына боярского доброго, для того чтоб
с королем дела не порвать; а не послать к королю человека, то вперед задрать
о мире будет тяжело. И отправили в Литву сына боярского Хлуденева с опасною
грамотою на королевских послов. Хлуденев возвратился уже в ноябре и объявил,
что к Рождеству будут в Москву великие литовские послы - полоцкий воевода Ян
Юрьевич Глебович с товарищами; Хлуденев сказывал также, что по дороге честь
ему была велика, кормы давали вдоволь и чтили его. Ян Глебович явился к
назначенному сроку, и переговоры открылись; они начались спором о том, кто
первый начал войну - литовцы или русские. Говорили бояре с послами о том
многие речи; бояре говорили: королевы люди начали, а послы говорили:
великого князя люди начали - и долго о том говорили. Послы говорили, что
король посылал гетмана на северские города, потому что эти города его;
король Казимир отдал их Шемякину и Можайскому, и те изменили и передали их
Москве. Бояре отвечали, что северские города были к Киеву, а Киев - отчина
великому князю; и о том речей спорных и бранных много говорили. Когда эти
споры наскучили, послы сказали, что не для чего говорить о старине, а
надобно найти доброе дело, как бы между государями мир устроить. Когда бояре
согласились говорить о настоящем деле, то начался спор, кому первому
излагать свои условия; бояре настояли, чтобы первые говорили послы, и те
начали требованием Новгорода и Пскова. Бояре отвечали: "И прежде о том
бывали речи, да плода не было и не будет. Зачем говорить нелепости, от
которых плода никакого нет? Где Новгород, где Псков? И конца тому нет,
откуда идут ваши речи". После многих спорных речей послы сказали: "Много
поговоривши, как бы к концу приговориться" - и стали требовать мира, какой
был между Казимиром и Василием Темным. Бояре назвали и это бесплодными
речами. Послы стали говорить о мире Иоанна III с Александром, Василия с
Сигизмундом; бояре, разбранившись с ними, пошли прочь, и великий князь велел
послам ехать на подворье.
Во второе совещание послы приехали и долго сидели молча; наскучив их
молчанием, боярин Михаил Юрьевич сказал: "Паны! Хотя бы теперь дни были и
большие, то молчаньем ничего не сделать; а теперь дни короткие, и говорить
будете, так все мало времени". Послы отвечали: "Мы уже говорим два дня и все
по приказу господаря своего спускаем, а вы ни одного слова не спустите;
скажите нам, как ваш государь с нашим господарем в вечном мире быть хочет?"
Бояре отвечали, что вечный мир может быть заключен только на тех условиях,
на каких было перемирие между Сигизмундом и покойным великим князем
Василием, т. е. чтоб Смоленск навеки был уступлен Москве; а которые дела
случились уже при Иоанне, о тех вперед будет разговор (говоря). Послы
сказали на это: "Положите на своем разуме: для чего господарю нашему своей
отчины отступиться и в полную писать?" Бояре опять разбранились с послами, и
те уехали на подворье. Третье совещание началось так же, как окончилось
второе, многими спорными речами; наконец один из послов сказал: "Много
говорим речей, а к концу не приговоримся; поискать бы нам среднего пути:
господарю нашему Смоленска уступить на голые слова нельзя". Бояре спросили:
"Что значит "голые слова"?" Посол отвечал: "Если государь ваш Смоленска
отдать не хочет, то пусть даст господарю нашему другой какой-нибудь город,
равный Смоленску величиною и богатством". Бояре с этим предложением пошли к
великому князю и, возвратившись, отвечали именем Иоанна: "Отец наш ту свою
отчину с божьею волею достал и благословил ею нас; мы ее держим за собою и
королю никак не уступим; а другой город за нее для чего нам давать? Смоленск
- наша отчина изначала, от предков, и если наши предки случайно ее потеряли,
то нам опять дал ее бог, и мы ее не уступим". Видя, что нет возможности
заключить вечный мир, послы предложили перемирие. Великий князь говорил с
боярами: "Пригоже ли с королем взять перемирье на время?" И приговорил, что
"пригоже для иных сторон недружных: Крым неведом, с царем Саип-Гиреем
крепости еще нет никакой, и Ислам-Гирей - человек шаткий, нестоятельный; а
казанские люди изменили, и с ними еще дела никакого не сделано; для этого
пригоже с королем взять перемирье, чтоб с теми сторонами поуправиться". В
переговорах о перемирии главное затруднение состояло в том, что бояре
требовали назад Гомель и свободы пленных, на что послы никак не соглашались,
желая, чтобы война кончилась хотя каким-нибудь приобретением для Литвы;
относительно же пленных представляли опять на вид, как и во времена
Василиевы, что у короля в руках знатные пленники московские и ему невыгодно
променять их на незнатных литовских; бояре говорили: "Какая прибыль пленных
не отпустить и своих не взять? Ведь они люди, и если люди, так смертны;
были, да не будут - и в том какая прибыль? А Гомель - отчина государя
нашего, и королю за собою зачем чужое держать? У вашего господаря в плену
добрые люди, а у нашего - молодые, да зато их много: так бы на большинство
натянуть, меньших людей больше взять. В больших душа и в меньших душа же,
обои погибнут - и в том какая прибыль для обеих сторон!" Послы никак не
соглашались и требовали также, чтоб великий князь разорил городки,
поставленные им во время войны на своей и на Литовской земле. Согласились,
что пленным свободы не будет, что Гомель останется за королем, а новые
городки, Заволочье и Себеж, - за великим князем; но после этого начались
споры относительно границ волостям; тут уладиться не могли, переговоры
рушились, послы уже откланялись великому князю, но перед самым отъездом
сказали приставу: "Захотят бояре еще делать, и мы с ними хотим делать; а
государевым здоровьем у нас хоромы теплы и кормов много, можно нам мешкать
за государевыми делами, только бы дал бог дело сделалось". Пристав сказал об
этом боярам, послов опять позвали на совещание, и наконец уладилось,
заключили перемирие на пять лет, от Благовещеньева дня 1537 до
Благовещеньева дня 1542 года.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.