История России с древнейших времен(ч.5)
Когда Иоанн подъехал к городу, знамена русские развевались уже на
стенах; присутствие царя придало ратникам новые силы; князь Воротынский
прислал сказать, что русские люди уже в городе, чтоб царь помог им своим
полком; Иоанн велел своему полку спешиться и идти на помощь, потому что на
лошадях в городские улицы въехать было нельзя по причине страшной тесноты.
Татары оказывали отчаянное сопротивление; несколько часов русские не могли
сделать ни шага вперед, наконец им удалось взобраться на крыши домов и
оттуда бить неприятеля. Но в эту решительную минуту многие ратники,
прельстившись добычею, перестали биться и бросились на грабеж; казанцы
начали одолевать остальных. Воеводы дали знать об этом царю, тот послал
новую помощь, которая и успела поправить дело. Русские пробились к мечети, и
здесь загорелась самая жаркая битва, в которой погиб главный мулла. С другой
стороны царь Едигер затворился в своем дворе и крепко оборонялся; наконец,
видя невозможность дальнейшего сопротивления, ринулся в нижнюю часть города
к воротам; спереди не давал ему проходу небольшой русский отряд, бывший под
начальством князя Курбского, а сзади напирало главное войско. По трупам
своих, лежавшим наравне с стеною, татары взобрались на башню и закричали,
что хотят вступить в переговоры; русские перестали биться, и татары начали
говорить: "Пока стоял юрт и место главное, где престол царский был, до тех
пор мы бились до смерти за царя и за юрт; теперь отдаем вам царя живого и
здорового; ведите его к своему царю! А мы выйдем на широкое поле испить с
вами последнюю чашу". Выдавши царя вместе с тремя приближенными к нему
вельможами, татары бросились прямо со стены на берег Казанки, хотели
пробиться прямо к реке, но, встреченные залпом 113 русских пушек, поворотили
налево вниз, бросили доспехи, разулись и перебрели реку в числе 6000; двое
князей Курбских, Андрей и Роман, обскакали неприятеля, врезались в его ряды
и были смяты; но троим другим воеводам - князьям Микулинскому, Глинскому и
Шереметеву - удалось нанести казанцам окончательное поражение; только
немногие успели убежать в лес, и то раненые. В Казани не осталось в живых ни
одного из ее защитников, потому что Иоанн велел побивать всех вооруженных, а
брать в плен только женщин и детей.
Узнавши, что Казань в руках его войска, царь велел служить молебен под
своим знаменем, собственными руками вместе с духовником водрузил крест и
велел поставить церковь во имя нерукотворенного образа на том месте, где
стояло царское знамя во время взятия города. После молебна князь Владимир
Андреевич, все бояре и воеводы поздравляли государя, князь Владимир говорил:
"Радуйся, царь православный, божиею благодатию победивший супостатов! Будь
здоров на многие лета на богом дарованном тебе царстве Казанском! Ты по боге
наш заступник от безбожных агарян; тобою теперь бедные христиане
освобождаются навеки и нечестивое место освящается благодатию. И вперед у
бога милости просим, чтоб умножил лет живота твоего и покорил всех
супостатов под ноги твои и дал бы тебе сыновей - наследников царству твоему,
чтоб нам пожить в тишине и покое". Царь отвечал: "Бог это совершил твоим,
князь Владимир Андреевич, попечением, всего нашего воинства трудами и
всенародною молитвою; буди воля господня!" Приехал и Шиг-Алей с
поздравлением. Татарскому царю, поздравляющему с разрушением Татарского
царства, Иоанн счел приличным отвечать оправданием этого разрушения. "Царь
господин! - сказал он. - Тебе, брату нашему, ведомо: много я к ним посылал,
чтоб захотели покою; тебе упорство их ведомо, каким злым ухищрением много
лет лгали; теперь милосердый бог праведный суд свой показал, отомстил им за
кровь христианскую". Иоанн велел очистить от мертвых одну улицу от
Муралеевых ворот к цареву двору и въехал в город; впереди ехали воеводы и
дворяне, сзади князь Владимир Андреевич и Шиг-Алей. Царь был встречен
русскими пленниками, освобожденными от неволи; увидавши государя, они пали
на землю со слезами и кричали: "Избавитель наш! Из ада ты нас вывел; для
нас, сирот своих, головы своей не пощадил!" Царь велел отвести их в свой
стан и кормить, потом распорядиться отсылкою по домам. Въехавши в город,
Иоанн велел воеводам гасить пожар; все сокровища, взятые в Казани, и
пленников, женщин и детей, он отдал войску, а себе взял только царя Едигера,
знамена царские и пушки городские. Побыв несколько времени на царевом дворе,
возвратился назад в стан, где прежде всего пошел в церковь св. Сергия
принести благодарную молитву чудотворцу; потом отправился к столу, утешив
все войско благодарными словами и обещанием жаловать.
Казань была взята, но надобно было распорядиться насчет дикого,
воинственного народонаселения, жившего в ее области: Иоанн разослал по всем
улусам черным ясачным людям жалованные грамоты, писал, чтоб шли к нему без
страха, он их пожалует, а они бы платили ему ясак, как и прежним казанским
царям; арские люди и луговая черемиса прислали с челобитьем. 4 октября вся
Казань была очищена от трупов; царь поехал в нее в другой раз, выбрал среди
города место, водрузил на нем своими руками крест и заложил церковь во имя
Благовещения богородицы; отслужили молебен, освятили воду и с крестами
ходили по городским стенам. На третий день, 6 октября, заложенная церковь
Благовещения уже была готова и освящена. В тот же день царь назначил
наместником в Казань большого боярина князя Александра Борисовича Горбатого
и боярина князя Василия Семеновича Серебряного, оставил с ними дворян своих
больших, много детей боярских, стрельцов и козаков, 11 октября Иоанн
выступил в обратный путь: сам государь поехал Волгою в судах, а конная рать
пошла берегом на Васильсурск с князем Воротынским. В Нижнем Новгороде царь
встретил посланных с поздравлением от царицы, от князя Юрия Васильевича и от
митрополита; тут он вышел из судов и поехал сухим путем на Балахну во
Владимир. Здесь ждала его новая радость; прискакал боярин Траханиот с вестью
о рождении первого сына, Димитрия. Из Владимира чрез Суздаль и Юрьев царь
поехал в Троицкий монастырь, где прежний митрополит Иоасаф, игумен и братия
встретили его с крестами; в селе Тайнинском он встречен был братом Юрием,
под Москвою - кликами бесчисленного множества народа: "Многая лета царю
благочестивому, победителю варваров, избавителю христианскому!" У
Сретенского монастыря встречен был митрополитом с крестами; благословившись
у митрополита, Иоанн говорил ему речь, которая оканчивалась так: "А тебе,
отцу своему и богомольцу, и всему освященному собору вместе с князем
Владимиром Андреевичем и со всем войском за ваши труды и молитвы, потому что
вашими молитвами бог соделал такие великие чудеса, много челом бьем".
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.