История России с древнейших времен(ч.5)
Упреки Иоанна были справедливы: Сигизмунд не переставал поднимать хана
на Москву, писал ему, что Иоанн, несмотря на перемирие с Литвою, воюет
Ливонию, находящуюся под защитою королевскою; что он, Сигизмунд, не хочет
нарушить клятвы и начать войну с Москвою до истечения перемирных лет, но что
хану теперь самое удобное время напасть на Москву, потому что почти все
полки ее находятся в Ливонии. Паны литовские по старому обычаю писали к
митрополиту и боярам, чтоб они склоняли государя к миру и к уступке Ливонии,
которая искони принадлежала королям польским и великим князьям литовским.
Митрополит отвечал по царскому наказу: "И прежде бискуп и воевода виленский
посланников и гонцов своих к нам присылали не один раз, и мы им отвечали,
что мы люди церковные и нам до тех дел дела нет; также и теперь нам до тех
дел дела нет, то ведают боговенчанного самодержца царя государя бояре и с
панами ссылаются. И мы, как пастыри христианские, благовенчанному самодержцу
напоминаем, чтоб он с пограничными своими соседями имел мир и тишину. Мы
били челом государю, и он нашего челобитья не презрил, послал на литовских
послов опасную грамоту". Бояре отвечали: "Только вспомнить старину, каким
образом гетманы литовские Рогволодовичей Данила да Мовколда на Литовское
княжество взяли и каким образом великому государю Мстиславу Владимировичу
Монамашу к Киеву дань давали, то не только что Русская земля вся, но и
Литовская земля вся - вотчина государя нашего, потому что начиная от
великого государя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением,
до нынешнего великого государя нашего наши государи-самодержцы никем не
посажены на своих государствах, а ваши государи - посаженные государи: так
который крепче - вотчинный ли государь или посаженный? - сами рассудите. Но
такими речами, сколько их ни говорить на обе стороны, доброе дело не
станется, а скорее к разлитию крови христианской придет; мы напомнили вам о
Литве только для того, что вы в своей грамоте писали непригоже, задираясь за
искони вечную вотчину государя нашего... Как Ливонская земля повиновалась
прежде нашему государю, о том не только нам, но и многим землям известно;
что нам о том и говорить, как Ягайло на дядю своего Кестутья нанимал
ливонских немцев - вам это хорошо известно; посмотрите в ваших хрониках -
найдете; и как Витовт, бегая от Ягайла, ливонских немцев нанимал - и то вам
известно же; и как Ягайло и Витовт ходили в Немецкую землю к Марьину городку
(Мариенбургу), и сколько у них немцы побили людей, и как литовские немцы с
Ягайлом и Витовтом помирились на своей воле".
Доброго дела нельзя было достигнуть ни такими и никакими другими
речами, а только делом, и в начале 1563 года сам Иоанн с большим войском и
нарядом двинулся к литовским границам; целию похода был Полоцк - город,
важный сам по себе и особенно по отношению к Ливонии, по торговой связи его
через Двину с Ригою. 31 генваря город был осажден, 7 февраля взят был
острог, а 15 февраля, после того как 300 сажен стены было выжжено, город
сдался; воевода полоцкий Довойна, один из самых приближенных людей к королю,
и епископ отосланы были в Москву, имение их, казна королевская, имение панов
и купцов богатых, много золота и серебра отобрано было на царя; жиды
потоплены в Двине; но наемные воины королевские одарены шубами и отпущены
числом больше 500 человек, дана им воля, вступить ли в царскую службу, ехать
ли к королю или в другие земли, потому что они пришельцы из чужих земель.
Уведомляя митрополита о взятии Полоцка, Иоанн велел ему сказать:
"Исполнилось пророчество русского угодника, чудотворца Петра-митрополита о
городе Москве, что взыдут руки его на плещи врагов его: бог несказанную свою
милость излиял на нас, недостойных, вотчину нашу, город Полоцк, нам в руки
дал". Царь возвратился в Москву так же торжественно, как из-под Казани: в
Иосифовом монастыре встретил его старший сын, царевич Иван; на последнем
ночлеге к Москве, в селе Крылатском, встретили его младший сын, царевич
Феодор, брат Юрий, ростовский архиепископ Никандр с другими епископами,
архимандритами, игуменами. Митрополит со всем духовенством московским
встретил у церкви Бориса и Глеба на Арбате; Иоанн бил им челом, что милостию
пречистой богородицы, молитвами великих чудотворцев и их молитвами господь
бог милосердие свое свыше послал, вотчину его, город Полоцк, в руки дал.
Духовенство государю многолетствовало на его вотчине, благодарение великое и
похвалы воздавало, что своим великим подвигом церкви святые от
иконоборцев-люторей очистил и остальных христиан в православие собрал. В
Полоцке оставлены были трое воевод - князья Петр Иванович Шуйский, Василий и
Петр Семеновичи Серебряные-Оболенские - с таким наказом: "Укреплять город
наспех, не мешкая, чтоб было бесстрашно; где будет нужно, рвы старые
вычистить и новые покопать, чтоб были рвы глубокие и крутые; и в остроге,
которое место выгорело, велеть заделать накрепко, стены в три или четыре.
Литовских людей в город (т. е. в крепость), приезжих и тутошних детей
боярских, землян и черных людей ни под каким видом не пускать, а в
какой-нибудь день торжественный, в великий праздник, попросятся в Софийский
собор литовские люди, бурмистры и земские люди, то пустить их в город
понемногу, учинивши в это время береженье большое, прибавя во все места
голов; и ни под каким бы видом без боярского ведома и без приставов ни один
человек, ни шляхтич, ни посадский, в город не входил, в городе должны жить
одни попы у церквей с своими семьями, а лишние люди у попов не жили бы. В
городе сделать светлицу, и ночевать в ней каждую ночь воеводам с своими
полками поочередно; с фонарем ходить по городу беспрестанно. Управу давать
литовским людям, расспроси про здешние всякие обиходы как у них обычаи
ведутся, по их обычаям и судить; судебню сделать за городом в остроге;
выбрать голов добрых из дворян, кому можно верить, и приказать им судить в
судебне всякие дела безволокитно и к присяге их привести, чтоб судили прямо,
посулов и поминков не брали, а записывать у них земским дьякам, выбрав из
земских людей; на суде быть с ними бурмистрам. Кто из детей боярских, шляхты
и посадских людей останется жить на посаде, у тех бы не было никакого
ратного оружия. Если в ком-нибудь из них воеводы приметят шатость, таких
людей, не вдруг, затеявши какое-нибудь дело, ссылать во Псков, в Новгород, в
Луки Великие, а оттуда в Москву".
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.