История России с древнейших времен(ч.5)
В Вильне были смуты между самими горожанами и начальством их,
бурмистрами и радцами; горожане были недовольны старым уставом и требовали
некоторых новых статей, но король не согласился на это требование,
подтвердил старый устав во всей силе; зато подтвердил, чтоб вильняне и
подати, серебщизну и ордынщину, платили по старине, без новых прибавок. Мы
видели, что при великом князе Александре Бельское войтовство дано было в
потомственное владение Гоппену; но Гоппен, как видно, продал его какому-то
Русину, и этот продал его виленскому воеводе Николаю Радзивиллу; у сына и
наследника Радзивиллова, Яна Николаевича, купил его бельский мещанин Иван
Сегеневич в пожизненное владение за 300 коп грошей; но в 1526 году
бурмистры, радцы и все мещане бельские били челом королю Сигизмунду, чтоб
позволил это войтовство выкупить у Радзивилла целому городу Бельску на общие
деньги и вперед войта выбирать мещанам: король согласился. Из любопытной
записки, поданной королю Сигизмунду от всей Киевской земли, мы узнаем, что
поправка киевской крепости производилась обыкновенно всеми поднепровскими
волостями, а после сожжения Киева ханом Менгли-Гиреем при короле Казимире в
поправке участвовали кроме приднепровских волостей волости задвинские и
торопецкие; более 20000 топоров было в деле; пан, наблюдавший за городовыми
постройками, назывался городничим.
Жиды одно время были выгнаны из Литвы, но скоро опять возвращены с
правом взять во владение свои прежние дома и земли, которыми во время их
изгнания владели христиане; сперва заставили было жидов выставлять на войну
1000 коней, но потом освободили от военной службы во всех видах; наконец, в
1533 году снова подтверждены были все их прежние права.
Относительно сельского народонаселения в Московском государстве от
времен Василия дошла до нас уставная грамота крестьянам Артемовского стана в
Переяславском уезде. Здесь прежде всего определяется количество поборов,
которые шли с крестьян волостелю, его тиуну, праветчику и доводчику три раза
в год: на Рождество Христово, на Светлое воскресенье и на Петров день; при
вступлении волостеля в должность (на въезд) он берет у крестьян то, что
каждый добровольно ему принесет. С починков (новоначатых поселений),
записанных, но непашенных, и с новых починков, явившихся после переписи
(письма), волостель, его тиун, праветчик и доводчик поборов не берут до
урочных лет; когда же насельники отсидят свои урочные годы, то платят такие
же поборы, какие идут и с старых деревень. Волостель тиуна, праветчика и
доводчика ранее году не переменяет. Без старосты и без лучших людей
волостель и его тиун суда не судят. Случится в волости душегубство и
душегубца не сыщут, то крестьяне обязаны заплатить наместникам за голову
четыре рубля виры и платят эту виру целою волостью; если же сыщут душегубца,
то выдают его наместникам и их тиунам и тогда ничего не платят; при смертном
случае, в котором никто не виноват (например, если кто утонет и проч.),
крестьяне также ничего не платят. Волостелинские, и тиунские, и боярские
люди, и никто другой на пиры и на братчины к крестьянам незваные не входят,
а кто придет пить незваный, того вышлют безнаказанно; если же не пойдет вон,
станет пить силою и причинится тут крестьянам какой-нибудь вред, то незваный
гость платит вдвое без суда и исправы, а от великого князя быть ему в казни
и продаже. Попрошатаям у них по волости просить не ездить. Кто в одной
волости выдаст дочь замуж, тот дает волостелю за новоженный убрус 4 деньги;
а кто выдаст дочь замуж из волости в волость, тот дает за выводную куницу
два алтына. Скоморохам у них в волости не играть. С лошадиного пятна
волостель берет по деньге с купца и продавца. Князья, бояре, воеводы ратные
и всякие ездоки насильно в волости не ставятся, кормов, проводников, подвод
у крестьян не берут, а если где остановятся, покупают корм по вольной цене.
- Такого же содержания уставная грамота, данная удельным дмитровским князем
Юрием Иоанновичем Каменного стана бобровникам, которые находились в ведении
ловчего; права последнего определены одинаково с правами волостеля в
предыдущей грамоте; но, кроме того, определен способ раскладки повинностей;
кормы ловчего, тиунов и доводчиков, побор дворский, бобровники с десятскими
и добрыми людьми между собою мечут со столца по дани и по пашне: которая
деревня больше пашнею и угодьем, на ту больше корму и поборов положат;
собрав эти кормы, староста с десятскими платят ловчему, его тиуну и
доводчику побор в городе Дмитрове по праздникам; а тиуну и доводчику по
деревням самим не ездить, кормов и побору не брать. Кто повезет к себе тиуна
и доводчика пить на пир или на братчину, то они, пивши, тут не ночуют,
ночуют в другой деревне, и насадок (побор пивом или другого рода хмельным
напитком) с пиров и братчин не берут. Относительно ссор и драк на пиру
определено сходно с двинскою грамотою великого князя Василия Дмитриевича: "В
пиру или братчине побранятся или побьются и, не выходя с пиру, помирятся, то
ловчему и его тиуну за то нет ничего; если же помирятся, вышедши с пиру, за
приставом, то ловчему и его тиуну также нет ничего, кроме хоженого". Но в
обеих грамотах, и в двинской, и в бобровничьей, нет указания на судебное
значение братчин, которое выражается в Псковской Судной грамоте: "Братчина
судит как судьи". Доводчик ездит по деревням дважды в год-о Рождестве
Христовом и о Петрове дне, ездит сам-друг с паробком на тройке: где доводчик
обедает, тут ему не ночевать, где ночует, тут ему не обедать. Относительно
быта зависимого народонаселения в описываемое время замечательна заемная и
закладная грамота Власа Фрязинова, данная им вместе с людьми его,
поименованными в грамоте: "А в деньгах есми с своими людми един человек, кой
нас в лицех на том деньги".
Из уставных королевских грамот видно, что сельское народонаселение в
Западной Руси разделялось на подданных, или тяглых людей, и на челядь
невольную; в одной из уставных грамот читаем: "Если мужик вопреки приказу
державцы или его урядника не выйдет на работу один день или будет
непослушен, то взять с него за это не более барана; если окажет большее
упорство, то подлежит наказанью плетью или бичом".
Из физических бедствий в княжение Василия упоминается три раза о
неурожае-в 1512, 1515 и 1525 годах; о сильных дождях, вследствие которых
реки разлились и прервали сообщение в 1518 году; о сильных засухах в 1525 и
1533; мор свирепствовал не раз в Новгороде и Пскове: в первом-от 1507 до
1509 года, во втором-в 1521 и 1532, но жители срединных областей не
испытывали этого бедствия и начинали забывать о страшных язвах XIV и XV
веков, так что в иностранных описаниях Московского государства Василиева
времени читаем: "Климат в Московской области так здоров, что народ не
помнит, когда была чума.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.