История России с древнейших времен(ч.5)
Города редко брали приступами или действиями осадных орудий;
обыкновенно принуждали к сдаче долгими осадами. По словам Герберштейна,
татарин, свергнутый с коня, лишенный оружия, тяжело раненный, все еще
обороняется до последнего издыхания руками, ногами, зубами, чем только
может; турок, видя себя в безнадежном положении, начинает смиренно умолять
врага о помиловании; московский ратник не обороняется и не просит
помилования. Для лагерей выбирали обширное место, где знатнейшие раскидывали
палатки, другие же строили себе шалаши из прутьев и крыли их войлоками;
лагери не укреплялись ни рвами, ни чем другим, разве сама местность защищала
их лесом, рекою, болотом. Герберштейн с удивлением говорит о том, как мало
нужно московскому ратнику в походе. Кто имеет шесть или более лошадей, на
одной умещает все жизненные припасы, которые состоят в небольшом количестве
толокна, ветчины и соли, у богатых к этому присоединяется еще перец; этою
пищею довольствуется и господин и слуги, последние иногда по два или по три
дня остаются без пищи. Понятно, что это относилось к тем случаям, когда
негде и нечего было взять. Вступая в битву, говорит Герберштейн, московские
полки более надеются на многочисленность, чем на искусство; особенно
стараются окружать неприятеля, заходить ему в тыл. В полках много было
музыкантов: когда все они начинали дуть в трубы по старому отцовскому
обычаю, то слышался странный концерт; употребляли еще другой
инструмент-сурны. На знамени великокняжеском изображался Иисус Навин,
останавливающий солнце.
Из русских известий о войске замечателен рассказ псковского летописца
об участии его земляков во втором Смоленском походе: приехал великий князь
под Смоленск со всеми своими силами, а с городов были пищальники, и на
псковичей накинули 1000 пищальников, а псковичам этот рубеж (набор, от
рубить -набирать войско) необычен, и было им очень тяжело. Приехали
пищальники псковские под Смоленск да и земцы (землевладельцы) псковские,
которые еще не были сведены тогда с своих отчин; великий князь воеводами к
псковским пищальникам и земцам приставил прежних посадников псковских,
выведенных из Пскова. Пищальники псковские и других городов пошли на
приступ, а посоха понесли примет. Из этого рассказа видим, что городское
народонаселение продолжало участвовать в походах, поставляя пищальников;
сельское народонаселение участвовало, поставляя посошных, или посоху, и
видим значение этих посошных, видим, что они употреблялись для работ: когда
пищальники и земцы пошли на приступ, посошные понесли примет; наконец,
видим, что спустя довольно долгое время после покорения Пскова последовал
вывод тамошних земцев с их отчин, которые, без сомнения, отданы были в
поместья московским служилым людям.
Как из иностранных, так и из своих свидетельств видим, что наряд
(артиллерия) находился в ведении иностранцев: в Казанском походе упоминаются
трое иностранных пушкарей; один из них-италианец Бартоломей принял
православие и пользовался особенным расположением великого князя. При
нападении Магмет-Гирея в Москве упоминается немецкий пушкарь Никлас, в
Рязани-Иордан; неизвестно, какого происхождения был пушкарь Стефан,
действовавший при осаде Смоленска.
При Василии в первый раз встречаем известие о приказах: именно в
грамоте Успенскому Владимирскому монастырю 1512 года. По-прежнему видим
раздачу волостей и городов в кормление с правом ведать и судить жителей;
кормление давалось с правдою и без правды. Видим жалованье сел и деревень в
поместья с правом суда, кроме душегубства и разбоя с поличным; в случае суда
смежного великокняжеские наместники и тиуны судят вместе с помещиком или его
приказчиком; в случае иска на самом помещике или его приказчике судит их сам
великий князь или боярин введенный. Видим пожалованье сел и деревень впрок,
в вотчину и детям с правом дарить, продать, променять, в закуп и по душе
отдать. Встречаем пожалование дикими лесами с правом ставить в них себе
дворы и перезывать посельников, которые освобождаются на 15 лет от пошлин.
Дошла до нас грамота брата великокняжеского, Юрия Ивановича Дмитровского,
содержащая позволение дворецкому его Вельяминову купить деревни с правом
продавать, дарить и менять; необходимость такого позволения объясняется
отношениями дворецких, ключников к князьям; вспомним прежние распоряжения о
деревнях, купленных ключниками за ключом княжеским. В 1524 году Наум Кобель
с товарищами били челом, что нашли они в Двинском уезде ключи соляные на
лесу черном, дворов и пашней на тех местах не бывало никогда, от волости они
за двадцать верст со всех сторон и никаких волостей угодья не пришли к тем
местам; великий князь дал им право чистить соляные ключи, лес рубить, дворы
ставить, пашни пахать, пожни чистить и людей к себе звать нетяглых и
неписьменных (не переписанных), добрых, а не ябедников, не воров, не
разбойников, которые из городов и из волостей выбиты. Иностранцы, вступавшие
в службу великого князя, получали также поместья.
Относительно состояния служилого сословия в Западной Руси любопытна
жалованная грамота великого князя Василия жителям Смоленска, данная в 1514
году, когда еще все оставалось здесь по-прежнему, как было при литовском
владычестве; о сохранении этой старины, сказано в грамоте, били челом
владыка, Смоленской земли урядники, окольничие, князья, бояре, мещане и
черные люди. Здесь окольничий является урядником, правительственным лицом,
занимающим второе место после наместника: "Наши наместники и окольничие и их
люди, куда им случится ехать на свое дело или куда им случится послать: и им
у мещан и у черных людей подвод не брать. От ябедников нашему наместнику и
нашим окольничим бояр, мещан и черных людей беречь. А кто человека держит в
деньгах, и он того своего человека судит сам, а окольничие в то у него по
вступаются". Мы видели, что при дворе великого князя литовского слово бояре
потеряло свое важное значение и заменилось словом паны, паны радные; отсюда
бояре старых русских княжеств, подчинившихся литовским князьям, удержавши
это название и оставшись в прежних областях, в своих отчинах, нисходили на
степень областных служилых людей, тогда как слово окольничий удержалось в
значении правительственной должности, уряда; отсюда понятно, почему
окольничие, как урядники, занимают место выше бояр. Если таково было
положение бояр в княжествах Смоленском, Полоцком, то понятно, до какой
степени должны были низойти бояре мелких волостей, дружины мелких князей,
которые сами низошли на очень низкую ступень, и мы не должны удивляться,
если под именем бояр, бояр путных встретим служню при королевских замках, в
имениях княжеских, панских и шляхетских.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.