История России с древнейших времен(ч.5)
В статуте своем король Сигизмунд на основании земских привилегий
предшественников, Казимира и Александра, дал обещание оберегать Великое
княжество Литовское и панов рад от всякого понижения; владений Великого
княжества не только не уменьшать, но и возвратить ему то, что несправедливо
отнято; земель и должностей не раздавать чужеземцам; по заочному обвинению
должностей не отнимать; старых прав шляхты и мещан не нарушать. Княжата,
паны, шляхта и бояре могут выезжать из Великого княжества на службу в другие
государства, кроме неприязненных, с тем, однако, чтоб от этого отъезда не
терпела служба королевская. По смерти отцов сыновья и дочери имуществ
отцовских и дедовских не лишаются. Простых людей над шляхтою король обещал
не повышать. За побои, нанесенные шляхтичем шляхтичу, виновный платит
двенадцать рублей грошей; если же виновный будет низшего сословия, то
наказывается отсечением руки.
О военной службе в Литовской Руси можем иметь понятие из постановлений
Виленского сейма в 1507 году: паны, княжата, земяне, вдовы и вся шляхта
должны в имениях своих переписать всех своих людей и списки эти отдать под
присягою королю, чтоб он знал, кто как будет с своего имения служить. Кто не
выйдет на войну в положенный срок и в назначенное место, тот обязан
заплатить за вину королю сто рублей грошей, если же кто, надеясь на свое
богатство, и после сроку не приедет и не представит важной причины своему
отсутствию, тот лишается жизни. Вдова платит также сто рублей пени, если
опоздает прислать на войну слуг своих; если же и после сроку не пришлет по
нерадению, то выгоняется из имения своего, которое переходит к ее детям или
родственникам, если детей не будет. Кто уйдет с войны без ведома
королевского или гетманского, тот казнится смертию. Принимая во внимание
прежнее нераденье, вошедшее в обычай, что к назначенному сроку половина
земли придет, а другая не придет, и всех не пришедших казнить смертию было
бы очень жестоко, казнить же двух-трех, а других помиловать было бы крайне
несправедливо; принимая это во внимание, сейм постановил: кто не приедет в
назначенный срок, платит сто рублей; кто не приедет через неделю после
сроку, казнится смертию. В 1507 году издана была окружная королевская
грамота о власти и правах гетмана во время похода; гетман имел право казнить
ратников смертию за грабеж, нанесение раны, утайку найденной вещи ценою выше
полукопья, посечение дерева с пчелами, за побег. На Виленском сейме 1528
года положено было, что каждый владелец населенного имения обязан ставить с
осьми человек (с каждых осьми служеб людей) одного ратника на добром коне и
в полном вооружении. В следующем году на Виленском же сейме издан был
подробнейший устав: кто имеет семьсот служб, тот обязан выставлять сто
ратников (пахолков) добрых, конно и збройно; у кого четыреста служб, тот
выставляет 50 пахолков; у кого только восемь служб, тот обязан сам ехать на
службу; у кого меньше 8 служб, тот обязан сам ехать, только не на таком коне
и не в таком вооружении, каких требует устав, а смотря по средствам своим.
Слуги путные, данники, службы подляшские водочные сообща с людьми тяглыми
обязаны также земскою службою. Освобождаются от нее места княжеские, панские
и шляхетские, бояре их, шляхта и слуги дворные, также и огородники их.
Убогие шляхтичи, не имеющие ни одного своего человека, обязаны ехать сами на
службу, смотря по средствам своим. Статут 1529 года говорит, чтоб все
подданные собирались под хоругвию поветовою в том повете, где имеют
жительство; кто же служит какому-нибудь пану, тот обязан этому пану
выставить вместо себя кого-нибудь другого, не обязанного военною службою, а
сам должен явиться под хоругвь поветовую, в противном случае лишается имения
своего. Лицо духовное, держащее закупное имение, обязано само явиться на
службу господарскую и земскую; если же будет владеть имением дедичным, то
обязано выставлять с него людей на службу. Только доказанное болезненное
состояние освобождает от службы; но отец может вместо себя выставить сына не
моложе осьмнадцати лет и неотделенного, если только гетман признает молодого
человека годным на военную службу.
Известия о козаках становятся все чаще и чаще в обеих половинах Руси.
Мы видели, что одним из господствующих явлений древней русской жизни была
колонизация-постепенное население пустынных пространств Восточной Европы и
потом Северной Азии. Как обыкновенно бывает в странах колонизующихся,
усевшаяся часть народонаселения, предавшаяся постоянному труду
земледельческому, выделяет из себя людей, которых характер и разные другие
обстоятельства, находящиеся в большей или меньшей связи с их характером,
заставляют выходить из общества и стремиться в новые, незанятые страны.
Понятно, что эти люди, предпочитающие новое старому, неизвестное известному,
составляют самую отважную, самую воинственную часть народонаселения; в
истории колонизации они имеют великое значение как проводники колонизации,
пролагатели путей к новым селищам. Отвага, нужная человеку, решившемуся или
принужденному оставить родину, идти в степь, в неведомую страну, эта отвага
поддерживается в нем жизнию в степи, где он предоставлен одним собственным
силам, должен постоянно стоять настороже против степных хищников. Отсюда эти
люди должны соединяться в братства, общины, для которых война служит главным
занятием. Так границы государства населялись козаками. Происхождение
последних всего лучше объясняется нам теми памятниками, в которых говорится
о заселении пустынных пространств, - льготными грамотами, которые
правительство давало населителям, например приведенная выше грамота Науму
Кобелю с товарищами: "Имеет Наум право людей к себе звать на те места,
нетяглых и неписьменных, добрых и не ябедников, не воров и не разбойников,
которые из городов и волостей выбиты". Во-первых, мы видим, что заселителям
земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных, людей,
не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому
кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих
промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас козаками. Но
понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели
жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести
воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на
границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди,
выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права
принимать к себе? Существование козаков как пограничного воинственного
народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению
древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах
долженствовали быть и действительно были козаки, но преимущественно были они
необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и
беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел
селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение,
сторожить врага.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.