История России с древнейших времен(ч.5)
Сафа-Гирей был обязан казанским престолом князю Булату, но существовала
сторона, противная крымской, как мы видели. Сначала эта сторона была слаба и
не могла надеяться на деятельные движения со стороны Москвы, но чрез
несколько лет обстоятельства переменились: Сафа-Гирей окружил себя крымцами,
им одним доверял, их обогащал. Это оттолкнуло от него и тех вельмож, которые
прежде были на стороне крымской; Булат теперь стал в челе недовольных и от
имени всей Казанской земли прислал в Москву с просьбою, чтоб великий князь
простил их и прислал под Казань воевод своих: "А мы великому князю послужим,
царя убьем или схватим да выдадим воеводам; от царя теперь казанским людям
очень тяжко: у многих князей ясаки отнимал да крымцам отдал; земских людей
грабит; копит казну да в Крым посылает" (1541 г.).
Великий князь отвечал Булату и всей земле, что прощает их и посылает к
ним воевод. Действительно, бывший перед тем правитель, боярин князь Иван
Васильевич Шуйский, с другими воеводами и многими людьми, дворцовыми и
городовыми из 17 городов, отправился во Владимир с поручением наблюдать за
ходом дел казанских, пересылаться с недовольными. Зная, что война с Казанью,
с Сафа-Гиреем есть вместе и война с Крымом, правительство, т. е. князь Иван
Бельский и митрополит Иоасаф, отправили войска и в Коломну для наблюдения за
южными границами. Их предусмотрительность оправдалась: прибежали в Москву из
Крыма двое пленных и сказали, что Сафа-Гирей сведал о движении русского
войска и дал знать об этом Саип-Гирею. Последний начал наряжаться на Русь,
повел с собою всю Орду, оставил в Крыму только старого да малого. С ним
вместе шел князь Семен Бельский, турецкого султана люди с пушками и
пищалями, ногаи, кафинцы, астраханцы, азовцы, белогородцы, аккерманцы).
Пошел хан на Русь с великою похвальбою. По этим вестям отправлен был приказ
путивльскому наместнику, чтоб выслал станицу на поле, поперек дороги.
Станичник ездил и объявил, что наехал на поле сакмы (следы) великие, шли
многие люди к Руси, тысяч со сто и больше. Тогда двинулся из Москвы боярин
князь Дмитрий Федорович Бельский; ему и воеводам, стоявшим на Коломне,
велено стать на берегу Оки, там, где и прежде становились воеводы против
ханов. Князь Юрий Михайлович Булгаков-Голицын с одним из татарских царевичей
должен был стать на Пахре. Но боялись в то же время нападения царя
казанского, и потому царю Шиг-Алею из Касимова и костромским воеводам велено
было стягиваться ко Владимиру на помощь князю Шуйскому. В июле приехал с
поля станичник и сказал великому князю, что видел на этой стороне Дона много
людей: шли весь день полки, и конца им не дождался. 28 июля Саип-Гирей
подошел к городу Осетру; воевода Глебов бился с неприятелем в посадах, много
татар побил и девять человек живых прислал в Москву. Тогда князь Булгаков с
Пахры был передвинут на Оку же, а на его место отправились другие воеводы.
Между тем в Москве великий князь с братом ходил в Успенский собор, молился у
образа Владимирской богородицы, у гроба Петра-чудотворца и потом спрашивал у
митрополита Иоасафа и у бояр, оставаться ли ему в Москве пли ехать в другие
города. Одни бояре говорили, что прежде, когда цари под городом Москвою
стаивали, тогда государи наши были не малые дети, истому великую могли
поднять и о себе промыслить и земле пособлять; а когда Едигей приходил и под
Москвою стоял, то князь великий Василий Дмитриевич в городе оставил князя
Владимира Андреевича да двоих родных братьев своих, а сам уехал в Кострому;
Едигей послал за ним в погоню, и едва великого князя бог помиловал, что в
руки татарам не попал. А нынче государь мал, брат его еще меньше, скорой
езды и истомы никакой не могут поднять, а с малыми детьми как скоро ездить?
Митрополит говорил: "В которые города государи отступали в прежние приходы
татарские, те города теперь не мирны с Казанью; в Новгород и Псков государи
не отступали никогда по близости рубежей литовского и немецкого, а
чудотворцев и Москву на кого оставить? Великие князья с Москвы съезжали, а в
городе для обороны братьев своих оставляли; князь великий Димитрий с Москвы
съехал, брата своего и крепких воевод не оставил, и над Москвою что сталось?
Господи, защити и помилуй от такой беды! А съезжали великие князья с Москвы
для того, чтоб, собравшись с людьми, Москве пособлять и иным городам. А
теперь у великого князя много людей, есть кому его дело беречь и Москве
пособлять. Поручить лучше великого князя богу, пречистой его матери, и
чудотворцам Петру и Алексею: они о Русской земле и о наших государях
попечение имеют. Князь великий Василий этим чудотворцам сына своего и на
руки отдал". Все бояре сошли на одну речь, что быть великому князю в городе.
Тогда призвали прикащиков городских, велели запасы городские запасать, пушки
и пищали по местам ставить, по воротам, по стрельницам и по стенам людей
расписать и у посада по улицам надолбы делать. Городские люди начали усердно
работать и обещали друг другу за великого князя и за свои домы крепко стоять
и головы свои класть. Пришли вести, что хан уже на берегу Оки и хочет
перевозиться. Великий князь писал к воеводам, чтобы между ними розни не было
и, когда царь переправится за реку, чтоб за святые церкви и за православное
христианство крепко пострадали, с царем дело делали, а он, великий князь,
рад жаловать не только их, но и детей их; которого же бог возьмет, того
велит в помянник записать, а жен и детей будет жаловать. Воеводы, прочтя
грамоту, стали говорить со слезами: "Укрепимся, братья, любовию, помянем
жалование великого князя Василия; государю нашему великому князю Ивану еще
не пришло время самому вооружиться, еще мал. Послужим государю малому и от
большого честь примем, а после нас и дети наши; постраждем за государя и за
веру христианскую; если бог желание наше исполнит, то мы не только здесь, но
и в дальних странах славу получим. Смертные мы люди: кому случится за веру и
за государя до смерти пострадать, то у бога незабвенно будет, а детям нашим
от государя воздаяние будет". У которых воевод между собою были распри, и те
начали со смирением и со слезами друг у друга прощения просить. Когда же
князь Димитрий Бельский и другие воеводы стали говорить приказ
великокняжеский всему войску, то ратные люди отвечали: "Рады государю
служить и за христианство головы положить, хотим с татарами смертную чашу
пить".
30 июля утром пришел Саип-Гирей к Оке на берег и стал на горе; татары
готовились переправляться; передовой русский полк под начальством князя
Ивана Турунтая-Пронского начал с ними перестрелку.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.