История России с древнейших времен(ч.5)
Иоанн по этим вестям отпустил
только воевод, а сам приостановился; но 23 числа, когда он сидел за столом,
пригнал гонец из Тулы с вестию, что сам царь пришел и приступает к городу, с
ним наряд большой и янычары турецкие. Иоанн велел поскорее служить вечерню,
потому что никогда не нарушал церковного правила, всем воеводам велел
поскорее перевозиться через Оку и сам спешил к Кашире, где назначено было
перевозиться; но тут прискакал новый гонец и объявил, что хана уже нет у
Тулы: 22 июня пришли крымцы к Туле и приступали целый день, били по городу
из пушек огненными ядрами, и, когда во многих местах в городе дворы
загорелись, хан велел янычарам идти на приступ; но воевода, князь Григорий
Темкин, несмотря на то что с ним было немного людей в Туле, отбил приступ;
на другой день утром хан велел уже готовиться к новому приступу, как пришла
весть, что русский царь идет к городу; туляне с городских стен увидали
столпы пыли, закричали: "Боже милостивый! Помоги нам! Царь православный
идет!" - и бросились на татар; вышли из города не только ратные люди и все
мужчины, но даже женщины и дети бросились за ними; татар много было побито в
этой вылазке, и между ними - шурин ханский. Хан побежал в степь, и три часа
спустя явились под городом воеводы, отправленные Иоанном; они погнались за
татарами, разбили их на речке Шивороне, отполонили много своих пленников,
взяли телеги и верблюдов ханских. Татары, взятые в плен, рассказывали: царь
потому пошел на Русь, что в Крыму сказали, будто великий князь со всеми
людьми у Казани. У Рязани перехватили мы станичников, и те сказали, что
великий князь на Коломне, ждет царя и хочет с ним прямое дело делать, царь
тогда же хотел возвратиться в Крым, но князья начали ему говорить: если
хочешь покрыть свой стыд, то есть у великого князя город Тула на поле, а от
Коломны далеко, за великими крепостями - за лесами. Царь их совета послушал
и пошел к Туле.
Иоанн, получив эти вести, возвратился в Коломну, куда 1 июня пришли к
нему воеводы с тульского дела; они говорили, что, по словам станичников, хан
идет чрезвычайно поспешно, верст по 60 и по 70 на день, и лошадей бросает
много. Избавившись так счастливо от крымцев, царь начал думать с князем
Владимиром Андреевичем, боярами и всеми воеводами, как идти к Казани, на
какие места. Приговорили идти двумя дорогами: самому государю идти на
Владимир и Муром, воевод отпустить на Рязань и Мещеру, чтоб они могли
заслонить царя от внезапного нападения ногаев, а сходиться на поле за
Алатырем. Но когда надобно было выступать в поход, боярские дети новогородцы
начали бить челом, что им нельзя больше оставаться при войске: с весны были
они на службе в Коломне; иные за татарами ходили и на боях бывали, а теперь
еще идти в такой долгий путь и там стоять многое время! Государю была
немалая скорбь от этого челобитья, которое останавливало дело в самом
начале; наконец он придумал средство, оказавшееся очень действительным: он
велел переписать служилых людей и повестить: кто хочет идти с государем, тех
государь хочет жаловать и будет под Казанью кормить, а кому нельзя идти, те
пусть остаются в Коломне. Услыхав эту повестку, все отвечали в один голос:
"Готовы идти с государем: он наш промышленник и здесь и там, промыслит нами,
как ему бог известит".
3 июля Иоанн выехал из Коломны с двоюродным братом, князем Владимиром
Андреевичем; во Владимире получил он приятную весть из Свияжска, что цинга
там прекратилась; в Муроме получил другую радостную весть, что воеводы,
князь Микулинский и боярин Данила Романович, ходили на горных людей и
разбили их, вследствие чего горные люди по Свиягу-реку вниз и по Волге снова
присягнули государю. 20 июля царь выступил из Мурома, шел частым лесом и
чистым полем, и везде войско находило обильную пищу: было много всякого
овощу, лоси, по словам летописца, как будто бы сами приходили на убой, в
реках множество рыбы, в лесу множество птиц. Черемисы и мордва, испуганные
походом многочисленного войска, приходили к царю, отдаваясь в его волю, и
приносили хлеб, мед, мясо; что дарили, что продавали, кроме того, мосты на
реках делали. На реке Суре встретили государя посланцы от свияжских воевод и
горных людей и объявили, что ходили бояре князь Петр Иванович Шуйский и
Данила Романович на остальных горных людей и теперь уже все горные люди
добили челом и приложились к Свияжскому городу. Иоанн позвал на обед
посланцев от горных людей, объявил, что прощает их народу прежнюю измену, и
приказал мостить мосты по рекам и чистить тесные места по дороге. За Сурою
соединился государь с воеводами, шедшими через Рязань и Мещеру, и 13 августа
достиг Свияжска, куда воеводы пришли, как в свой дом, из долгого и трудного
пути: дичь, рыба и черемисский хлеб им очень наскучили, а в Свияжске почти
каждого из них ожидали домашние запасы, привезенные на судах, кроме того,
множество купцов наехало сюда с разными товарами, так что можно было все
достать. Ставши под городом на лугу в шатре, царь советовался с князем
Владимиром Андреевичем, с царем Шиг-Алеем, с боярами и воеводами, как ему,
государю, своим делом промышлять, и приговорил идти к Казани не мешкая, а к
казанцам послать грамоты, что если захотят без крови бить челом государю, то
государь их пожалует. Шиг-Алей должен был писать к родственнику своему,
новому казанскому царю Едигеру, чтоб выехал из города к государю, не
опасаясь ничего, и государь его пожалует; сам Иоанн послал грамоты к
главному мулле и всей земле Казанской, чтоб били челом и он их простит. 16
августа войска начали уже перевозиться чрез Волгу и становиться на Казанской
стороне, 18 - сам царь переправился за Волгу, 20 - за Казанку и здесь
получил ответ от Едигера: в нем заключалось ругательство на христианство, на
Иоанна, на Шиг-Алея и вызов на брань. Иоанн велел вынимать из судов пушки и
все устраивать, как идти к городу; тут приехал к нему служить Камай-мурза с
семью козаками и рассказывал, что их поехало человек с двести служить
государю, но казанцы, узнав об этом, почти всех перехватали; про Казань
рассказывал, что царь Едигер и вельможи бить челом государю не хотят и всю
землю на лихо наводят, запасов в городе много, остальное войско, которое не
в городе, собрано под начальством князя Япанчи в Арской засеке, чтоб не
пропускать русских людей на Арское поле.
Царь созвал совет, рассказал Камаевы речи и рассуждал, как идти к
городу. Приговорили: самому государю и князю Владимиру Андреевичу стать на
Царском лугу, царю Шиг-Алею - за Булаком; на Арском поле стать большому
полку, передовому и удельной дружине князя Владимира Андреевича; правой руке
с козаками - за Казанкою; сторожевому полку - на устье Булака, а левой руке
- выше его.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.