История России с древнейших времен(ч.5)
Первым делом Андрея
Шуйского по возвращении в Москву была новая крамола: он начал подговаривать
князя Бориса Горбатого к отъезду, объявил, что князь Юрий зовет его, Андрея,
к себе и он хочет к нему ехать. "Поедем со мною вместе, - говорил он
Горбатому, - а здесь служить - ничего не выслужишь: князь великий еще молод,
и слухи носятся о князе Юрии; если князь Юрий сядет на государстве, а мы к
нему раньше других отъедем, то мы у него этим выслужимся". Горбатый не
только сам не согласился отъехать, но и Шуйскому отсоветовал; тогда
последний, видя неудачу и опасаясь последствий своей откровенности с
Горбатым, решился предупредить его: явился к великой княгине и объявил, что
князь Борис зовет его отъехать к князю Юрию, который также присылал и к нему
с приглашением; но правда открылась, и князя Шуйского посадили опять под
стражу. При этом бояре сказали правительнице, что надобно схватить и князя
Юрия; Елена отвечала им: "Как будет лучше, так и делайте". Бояре сочли за
лучшее отделаться заблаговременно от удельного князя, и Юрий вместе с своими
боярами посажен был под стражу в той самой палате, где прежде сидел
племянник его, несчастный Димитрий, внук Иоанна III.
По второму известию, князь Юрий прислал дьяка своего, Третьяка Тишкова,
к князю Андрею Шуйскому звать его к себе на службу. Шуйский сказал дьяку:
"Князь ваш вчера крест целовал великому князю, клялся добра ему хотеть, а
теперь от него людей зовет!" Третьяк отвечал на это: "Князя Юрия бояре
приводили заперши к целованию, а сами ему за великого князя присяги не дали:
так что это за целование? Это невольное целование!" Андрей Шуйский сказал об
этом князю Горбатому, последний сказал боярам, а бояре - великой княгине.
Елена отвечала им: "Вчера вы крест целовали сыну моему на том, что будете
ему служить и во всем добра хотеть; так вы по тому и делайте: если является
зло, то не давайте ему усилиться". И по приказанию великой княгини Юрий был
захвачен.
Какое же из этих двух известий мы должны предпочесть? Автор первого
старается оправдать князя Юрия и обвинить во всем бояр и князя Андрея
Шуйского; по его словам, "дьявол вложил мысль недобрую: только не схватить
князя Юрия Ивановича, то великого князя государству крепку быть нельзя,
потому что государь молод, а Юрий совершенный человек и людей приучить
умеет; как люди к нему пойдут, то он станет под великим князем подыскивать
государства. Дьявол вложил эту мысль, зная, что если князь Юрий не будет
схвачен, то не так совершится воля его (дьявола) в граблении, продажах,
убийствах". Последние слова показывают нам, что известие составлено в то
время, когда уже бояре возбудили против себя всеобщее негодование
граблениями, продажами и убийствами. Когда бояре, по словам того же
известия, еще только думали, как сказать великой княгине о необходимости
схватить Юрия, дьявол, видя, что мысль его хочет сбыться, вошел в князя
Шуйского и побудил его, злодея, замыслить отъезд; у князя Юрия и на мысли
этого не было, потому что он крест целовал великому князю: как было ему
изменить? Князь Андрей Шуйский одинпомышлял зло. Многие рассказывали, что
дети боярские и даже бояре говорили князю Юрию, чтоб ехал поскорей в
Дмитров: "Поедешь в Дмитров, то на тебя никто и посмотреть не посмеет; а
будешь здесь жить, то уже ходят слухи, что тебя непременно схватят". Юрий
отвечал им: "Приехал я к государю, великому князю Василию, а государь, по
грехам, болен; я ему целовал крест, да и сыну его, великому князю Ивану: так
как же мне крестное целование преступить? Я готов на своей правде и
умереть!" Автор известия мог быть убежден в невинности князя Юрия, но, к
сожалению, он не приводит ясных доказательств этой невинности; что князь
Юрий крест целовал - это еще не доказательство, ибо и Андрей Шуйский также
крест целовал; рассказы многих об ответе Юрия своим боярам и детям боярским
также не имеют сильной убедительности. Второе известие имеет за себя
обстоятельность рассказа: автор его знает, кого именно князь Юрий присылал к
Андрею Шуйскому - дьяка Третьяка Тишкова; знает, чем дьяк оправдывал своего
князя в нарушении присяги. Против этого известия приводят то обстоятельство,
что Андрей Шуйский действительно был признан виновным и содержался под
стражею до самой смерти Елены; но из второго известия нельзя нисколько
заключать о невинности Шуйского; первое его возражение насчет недавней
присяги Юрия нисколько еще не ведет к заключению, что он после не мог
согласиться с доводом Тишкова, не убедился в выгоде отъехать к князю Юрию и
не обратился с тем же предложением к Горбатому; в этом отношении второе
известие нисколько не противоречит первому: имея в виду только рассказать
причину заключения князя Юрия, оно опускает подробности, относящиеся к
другому лицу. Но в приведенных известиях есть еще одно обстоятельство: оба
полагают взятие Юрия под стражу 11 декабря; но во втором известии Андрей
Шуйский возражает дьяку Тишкову: "Ваш князь вчера крест целовал"; Елена
говорит боярам: "Вчера вы крест целовали сыну моему"; но мы знаем, что это
крестоцелование происходило немедленно по смерти Василия, т. е. не позднее
утра 4 числа (Василий умер вечером с 3 на 4 число), и, следовательно, Юрий
присылал к Шуйскому или Шуйский стал подговаривать Горбатого, и дело дошло
до Елены 5 числа; как же в такое короткое время Елена успела отдать приказ
освободить князей Шуйских, содержавшихся по разным городам, и они успели
приехать в Москву, где, побыв мало, как говорит первое известие, Андрей
затеял новый отъезд? Если мы даже предположим неверность второго известия
относительно 5 числа, то и тут останется сомнительным рассказ первого
известия, что Андрей Шуйский находился с братом в заточении и только по
смерти Василия получил свободу: в такое короткое время, от 4 числа до 11,
Елена успела простить Шуйских, гонец с известием об этом прощении успел
съездить в тот город, где был заточен князь Андрей, тогда как мы не имеем
никакого права полагать, что он был заточен в ближний от Москвы город,
Андрей успел собраться и возвратиться в Москву, где, побыв мало, успел
завести крамолу!
По той же самой причине, т. е. по краткости времени, протекшего от
смерти Василия до заключения Юрия, нельзя думать, чтоб донос известного нам
Яганова относился к замыслам князя Юрия в то время, когда еще последний был
на свободе; гораздо вероятнее, что Яганов донес на дмитровских детей
боярских князя Юрия, объявил, что они жалеют о своем князе, порицают
московское правительство и т.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.