История России с древнейших времен(ч.1)

Успех Боняка и Кури прельстил и тестя Святопол-
кова, Тугоркана: он также пришел к Переяславлю и осадил его; но в это
время князья уже возвратились из похода; они выступили против половцев к
Переяславлю и поразили их, причем Тугоркан с сыном и другими князьями
был убит: Святополк велел поднять тело Тугорканово и погребсти в селе
Берестове. Но, в то время как русские князья были заняты на восточной
стороне Днепра, шелудивый хищник Боняк явился опять нечаянно перед Кие-
вом; половцы едва не въехали в самый город, сожгли ближние деревни, мо-
настыри, в том числе и монастырь Печерский: "Пришли, говорит летопи-
сец-очевидец, к нам в монастырь, а мы все спали по кельям после заутре-
ни; вдруг подняли крик около монастыря и поставили два стяга перед воро-
тами; мы бросились бежать задом монастыря, другие взобрались на полати;
а безбожные дети Измайловы высекли ворота и пошли по кельям, выламывая
двери, вынося из келий все, что ни попадалось; потом выжгли Богородичную
церковь, вошли в притвор у Федосиева гроба, взяли иконы; зажгли двери,
ругаясь богу и закону нашему". Тогда же зажгли двор красный, что поста-
вил великий князь Всеволод на холму Выдубецком.
После Витичевского съезда, покончившего усобицы, князья получили воз-
можность действовать наступательно против половцев: в 1101 году Свято-
полк, Мономах и трое Святославичей собрались на реке Золотче, на правом
берегу Днепра, чтоб идти на половцев; но те прислали послов ото всех ха-
нов своих ко всей братьи просить мира; русские князья сказали им: "Если
хотите мира, то сойдемся у Сакова"; половцы явились в назначенное место
и заключили мир, причем взяты были с обеих сторон заложники. Но, заклю-
чивши мир, русские князья не переставали думать о походе на варваров;
мысль о походе на поганых летописец называет обыкновенно мыслию доброю,
внушением божиим. В 1103 году Владимир стал уговаривать Святополка идти
весною на поганых; Святополк сказал об этом дружине, дружина отвечала:
"Не время теперь отнимать поселян от поля", после чего Святополк послал
сказать Владимиру: "Надобно нам где-нибудь собраться и подумать с дружи-
ною"; согласились съехаться в Долобске (при озере того же имени), выше
Киева, на левой стороне Днепра; съехались и сели в одном шатре - Свято-
полк с своею дружиною, а Владимир с своею; долго сидели молча, наконец,
Владимир начал: "Брат! Ты старший, начни же говорить, как бы нам промыс-
лить о Русской земле?" Святополк отвечал: "Лучше ты, братец, говори пер-
вый!" Владимир сказал на это: "Как мне говорить? Против меня будет и
твоя и моя дружина, скажут: хочет погубить поселян и пашни; но дивлюсь я
одному, как вы поселян жалеете и лошадей их, а того не подумаете, что
станет поселянин весною пахать на лошади, и приедет половчин, ударит его
самого стрелою, возьмет и лошадь, и жену, и детей, да и гумно зажжет; об
этом вы не подумаете!" Дружина отвечала: "В самом деле так"; Святополк
прибавил: "Я готов", и встал, а Владимир сказал ему: "Великое, брат,
добро сделаешь ты Русской земле". Они послали также и к Святославичам
звать их в поход: "Пойдем на половцев, либо живы будем, либо мертвы";
Давыд послушался их, но Олег велел сказать, что нездоров. Кроме этих
старых князей, пошли еще четверо молодых: Давыд Всеславич полоцкий,
Мстислав, племянник Давыда Игоревича волынского (изгой), Вячеслав Яро-
полчич, племянник Святополка (также изгой) и Ярополк Владимирович, сын
Мономаха, Князья пошли с пехотою и конницею: пешие ехали в лодках по
Днепру, конница шла берегом. Прошедши пороги, у Хортицкого острова пешие
высадились на берег, конные сели на лошадей и шли степью четыре дня. По-
ловцы, услыхав, что идет Русь, собрались во множестве и начали думать;
один из ханов, Урусоба, сказал: "Пошлем просить мира у Руси; они станут
с нами биться крепко, потому что мы много зла наделали их Земле". Моло-
дые отвечали ему: "Если ты боишься Руси, то мы не боимся; избивши этих,
пойдем в их Землю, возьмем их города, и кто тогда защитит их от нас?" А
русские князья и все ратники в это время молились богу, давали обеты,
кто кутью поставить, кто милостыню раздать нищим, кто в монастырь пос-
лать нужное для братии. Половцы послали впереди в сторожах Алтунопу, ко-
торый славился у них мужеством; русские выслали также передовой отряд
проведать неприятеля; он встретился с отрядом Алтунопы и истребил его до
одного человека; потом сошлись главные полки, и русские победили, пере-
били 20 ханов, одного, Белдюза, взяли живьем и привели к Святополку;
Белдюз начал давать за себя окуп - золото и серебро, коней и скот; Свя-
тополк послал его ко Владимиру, и тот спросил пленника: "Сколько раз вы
клялись не воевать, и потом все воевали Русскую землю? Зачем же ты не
учил сыновей своих и родичей соблюдать клятву, а все проливал кровь
христианскую? Так будь же кровь твоя на голове твоей", и велел убить
его; Белдюза рассекли на части. Потом собрались все братья, и Владимир
сказал: "Сей день, его же сотвори господь, возрадуемся и возвеселимся в
онь; господь избавил нас от врагов, покорил их нам, сокрушил главы змие-
вы и дал их брашно людям русским". Взяли тогда наши много скота, овец,
лошадей, верблюдов, вежи со всякою рухлядью и рабами, захватили печене-
гов и торков, находившихся под властию половцев, и пришли в Русь с поло-
ном великим, славою и победою. Святополк думал, что надолго избавились
от половцев, и велел возобновить город Юрьев, сожженный ими перед тем.
Но жив был страшный Боняк; через год он подал о себе весть, пришел к
Зарубу, находившемуся на западной стороне Днепра, против трубежского
устья, победил торков и берендеев. В следующем 1106 году Святополк дол-
жен был выслать троих воевод своих против половцев, опустошавших окрест-
ности Заречьска; воеводы отняли у них полон. В 1107 году Боняк захватил
конские табуны у Переяславля; потом пришел со многими другими ханами и
стал около Лубен, на реке Суле. Святополк, Владимир, Олег с четырьмя
другими князьями ударили на них внезапно с криком; половцы испугались,
от страха не могли и стяга поставить и побежали: кто успел схватить ло-
шадь - на лошади, а кто пешком; наши гнали их до реки Хороля и взяли
стан неприятельский; Святополк пришел в Печерский монастырь к заутрене
на Успеньев день и с радостию здоровался с братиею после победы. Несмот-
ря, однако, на эти успехи, Мономах и Святославичи - Олег и Давыд в том
же году имели съезд с двумя ханами и взяли у них дочерей замуж за сыно-
вей своих. Поход троих князей - Святополка, Владимира и Давыда в 1110
году кончился ничем: они возвратились из города Воина по причине стужи и
конского падежа; но в следующем году, думою и похотением Мономаха,
князья вздумали навестить половцев на Дону, куда еще прежде, в 1109 го-
ду, Мономах посылал воеводу своего Дмитра Иворовича, который и захватил
там половецкие вежи. Пошли Святополк, Владимир и Давыд с сыновьями, пош-
ли они во второе воскресенье Великого поста, в пятницу дошли До Сулы, в
субботу были на Хороле, где бросили сани; в крестопоклонное воскресенье
пошли от Хороля и достигли Псела; оттуда пошли и стали на реке Голте,
где дождались остальных воинов и пошли к Ворскле; здесь в середу Целова-
ли крест со многими слезами и двинулись далее, перешли много рек и во
вторник на шестой Неделе достигли Дона.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.