История России с древнейших времен(ч.1)


Мы видели, по каким областям и городам было распространено христи-
анство при Владимире; теперь обратимся к другому вопросу: откуда перво-
начальная русская церковь получила себе священнослужителей? Митрополит и
епископы были присланы из Царя-града; в Киеве, если прежде были христиа-
не, была церковь, то были, разумеется, и священники; Владимир привел из
Корсуня тамошних священников и священников, приехавших с царевною Анною.
Но все этого числа было недостаточно для крещения и научения людей в Ки-
еве и других местах, и вот есть известие, совершенно согласное с обстоя-
тельствами, что присланы были священники из Болгарии, которые были спо-
собны учить народ на понятном для него языке; есть даже известие, что и
первые епископы и даже митрополит Михаил был из болгар. Но сколько бы ни
пришло священников греческих и болгарских, все их было мало для настоя-
щей потребности; нужно было умножить число своих русских священников,
что не могло произойти иначе, как чрез распространение книжного учения.
Такое распространение было предпринято немедленно после всенародного
крещения в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели единственное
средство утвердить веру. Отцы и матери били мало утверждены, оставить
детей при них - значило мало подвинуть христианство, ибо они воспитыва-
лись бы более в языческих понятиях и обычаях; чтоб сделать их твердыми
христианами, необходимо было их на время оторвать от отцов плотских и
отдать духовным; притом, как выше замечено, только одним этим средством
можно было приобресть и священников из русских. Летописец говорит, что
Владимир велел отбирать детей у лучших граждан и отдавать их в книжное
ученье; матери плакали по них, как по мертвых, прибавляет летописец, по-
тому что еще не утвердились верою. Детей роздали учиться по церквам к
священникам и причту. В непосредственном отношении к принятию христи-
анства находится также следующее известие, сообщаемое летописью: в кня-
жение Владимира умножились разбои, и вот епископы сказали великому кня-
зю: "Разбойники размножились, зачем не казнишь их?" Владимир отвечал:
"Боюсь греха". Епископы возразили на это: "Ты поставлен от бога на казнь
злым, а добрым на милование; тебе должно казнить разбойника, только ра-
зобрав дело". Владимир послушался, отверг виры и начал казнить разбойни-
ков; но потом те же епископы вместе с старцами сказали ему: "Рать
сильная теперь; если придется вира, то пусть пойдет на оружие и на ко-
ней". Владимир отвечал: "Пусть будет так"; и стал он жить опять по уст-
роению отцовскому и дедовскому. Это известие показывает нам влияние ду-
ховенства прямо уже на строй общественный: не в церковных делах, не о
средствах распространения христианства советуется Владимир с епископами,
но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы пред-
лагают князю о том, куда употреблять виры, заботятся о внешней безопас-
ности, и князь соглашается с ними.
Теперь обратимся ко внешней деятельности Владимира. К его княжению
относится окончательное подчинение русскому князю племен, живших на вос-
ток от великого водного пути. Олег наложил дань на радимичей, Святослав
- на вятичей, но или не все отрасли этих племен пришли в зависимость от
русского князя, или, что всего вероятнее, эти более отдаленные от Днепра
племена воспользовались уходом Святослава в Болгарию, малолетством, а
потом междоусобием сыновей его и перестали платить дань в Киев. Как бы
то ни было, под 981 годом встречаем у летописца известие о походе на вя-
тичей, которые были побеждены и обложены такою же данью, какую прежде
платили Святославу, - ясное указаяие, что после Святослава они перестали
платить дань. На следующий год вятичи снова заратились и снова были по-
беждены. Та же участь постигла и радимичей в 986 году: летописец гово-
рит, что в этом году Владимир пошел на радимичей, а перед собой послал
воеводу прозванием Волчий Хвост; этот воевода встретил радимичей на реке
Пищане и победил их; отчего, прибавляет летописец, русь смеется над ра-
димичами, говоря: "Пищанцы волчья хвоста бегают". Кроме означенных похо-
дов на ближайшие славянские племена, упоминаются еще войны с чужими на-
родами: с ятвягами в 953 году; летописец говорит, что Владимир ходил на
ятвягов, победил и взял землю их; но последние слова вовсе не означают
покорения страны: ятвягов трудно было покорить за один раз, и потомки
Владимира должны были вести постоянную, упорную, многовековую борьбу с
этими дикарями. В скандинавских сагах встречаем известие, что один из
норманских выходцев, находившийся в дружине Владимира, приходил от имени
этого князя собирать дань с жителей Эстонии; несмотря на то что сага
смешивает лица и годы, известие об эстонской дани, как нисколько не про-
тиворечащее обстоятельствам, может быть принято; но нельзя решить, когда
русские из Новгорода впервые наложили эту дань, при Владимире ли, т. е.
при Добрыне, или прежде. Встречаем в летописях известия о войнах Влади-
мира с болгарами, с какими - дунайскими или волжскими - на это разные
списки летописей дают разноречивые ответы; вероятно, были походы и к тем
и к другим и после перемешаны по одинаковости народного имени. Под 987
годом находим известие о первом походе Владимира на болгар; в древнейших
списках летописи не упомянуто, на каких именно, в других прибавлено, что
на низовых, или волжских, в своде же Татищева говорится о дунайских и
сербах. Как бы то ни было, для нас важны подробности предания об этом
походе, занесенные в летопись. Владимир пошел на болгар с дядею своим
Добрынею в лодках, а торки шли на конях берегом; из этого видно, что
русь предпочитала лодки коням и что конницу в княжеском войске составля-
ли пограничные степные народцы, о которых теперь в первый раз встречаем
известие и которые потом постоянно являются в зависимости или полузави-
симости от русских князей. Болгары были побеждены, но Добрыня, осмотрев
пленников, сказал Владимиру: "Такие не будут нам давать дани: они все в
сапогах; пойдем искать лапотников". В этих словах предания выразился
столетний опыт. Русские князья успели наложить дань, привести в зависи-
мость только те племена славянские и финские, которые жили в простоте
первоначального быта, разрозненные, бедные, что выражается названием ла-
потников; из народов же более образованных, составлявших более крепкие
общественные тела, богатых промышленностию, не удалось покорить ни одно-
го: в свежей памяти был неудачный поход Святослава в Болгарию. В преда-
нии видим опять важное значение Добрыни, который дает совет о прекраще-
нии войны, и Владимир слушается; оба народа дали клятву: "Тогда только
мы нарушим мир, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть". Под 994 и
997 годами упоминаются удачные походы на болгар: в первый раз не сказано
на каких, во второй означены именно волжские. Мы не будем отвергать из-
вестий о новом походе на болгар дунайских, если примем в соображение из-
вестия византийцев о помощи против болгар, которую оказал Владимир
родственному двору константинопольскому. Важно также известие о торговом
договоре с болгарами волжскими в 1006 году.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.