История России с древнейших времен(ч.1)

И после переселения Рюрика к Ильменю смуты, как видно,
продолжались; так, сохранилось предание, что от Рюрика из Новгорода в
Киев бежало много новгородских мужей. Если и здесь обратим внимание на
последующие события новгородской истории, то найдем сходные явления: и
после почти каждый князь должен был бороться с известными сторонами и
если побеждал, то противники бежали из Новгорода к другим князьям или на
юг, в Русь, или в Суздальскую землю, смотря по обстоятельствам. Всего же
лучше предание о неудовольствии новгородцев и поступке Рюрика с Вадимом
и с советниками его объясняется рассказом летописи о неудовольствии нов-
городцев на варягов, нанятых Ярославом, об убийстве последних и мести
княжеской убийцам.
Предание говорит, что много людей перебежало из Новгорода в Киев:
здесь, на южном конце великого водного пути из Варяг в Греки, образова-
лось в то же время другое варяго-русское владение. Было, говорит преда-
ние, у Рюрика двое мужей, не родных ему; они выпросились у него идти к
Царю-граду с родом своим, и когда шли вниз по Днепру, то увидели на горе
городок, и спросили у тамошних жителей, чей он. Им отвечали, что были
три брата, Кий, Щек и Хорив, построили этот городок и перемерли, а по-
томки их платят теперь дань козарам. Аскольд и Дир остались в городке,
собрали около себя много варягов и начали владеть землею полян. Это пре-
дание совершенно согласно с обстоятельствами описываемого времени: варя-
гам был давно известен великий водный путь из Балтийского моря в Черное;
давно они усаживались между племенами, жившими у его начала; дело невоз-
можное, чтобы, зная начало пути, варяги не стали пробираться тотчас же
по нем вниз к Черному морю; летописец указывает путь из Варяг в Греки,
прежде нежели начинает рассказ о событиях, непосредственно за рассказом
о расселении племен славянских; тут же у него вставлено сказание о путе-
шествии апостола Андрея по этому пути; Аскольд и Дир прямо выпрашиваются
у Рюрика в Грецию и идут известною дорогою. Вот почему и прежде согласи-
лись мы допустить, что варяги-русь, зная начало великого водного пути
ранее прихода Рюрикова, знали и конец его ранее этого времени, что шайки
их давно усаживались на берегах Черного и Азовского морей и оттуда опус-
тошали окрестные страны, на что так ясно указывают свидетельства арабов
и некоторые другие. Но, как видно, до сих пор варяги являлись на великом
водном пути из Балтийского моря в Черное только в виде малочисленных
дружин, искавших службы при дворе императора или мелкой добычи на бере-
гах Империи, без мысли и без средств основать прочное владение в землях,
лежащих по восточному пути. Так, Аскольд и Дир отпросились у Рюрика в
Грецию с родом своим только! Вот почему они не хотели, да и не могли ут-
вердиться нигде по восточному пути до самого того места, начиная с кото-
рого Днепр поворачивает на восток, в степь. Здесь, среди славянского
племени полян, плативших дань козарам, в городке Киеве, Аскольд и Дир
остановились. Как видно, Киев в то время был притоном варягов, всякого
рода искателей приключений, чем впоследствии были Тмутаракань и Берлад;
видно, и тогда, как после, во времена Константина Багрянородного, Киев
был сборным местом для варягов, собиравшихся в Черное море. Аскольд и
Дир здесь остановились, около них собралось много варягов; сюда же, по
некоторым известиям, перебежало из Новгорода много людей, недовольных
Рюриком; Аскольд и Дир стали вождями довольно многочисленной шайки, ок-
рестные поляне должны были подчиниться им; есть известия, что они дра-
лись с степными варварами, с соседними славянскими племенами - древляна-
ми и угличами, с дунайскими болгарами. Если примем известие, что варяги
Аскольд и Дир засели в полянском городке Киеве, то не имеем права отвер-
гать приведенные известия: владелец украинского городка необходимо дол-
жен был вести войны с степными варварами и с окольными славянскими пле-
менами - и прежде более воинственные древляне и УГЛИЧИ ОБижали более по-
койных полян; наконец, столкновения с дунайскими болгарами были естест-
венны по самому пути, которым обыкновенно русь ходила в Грецию. Ставши
вождями довольно многочисленной дружины, Аскольд и Дир вздумали сделать
набег на Византию, исполнить заветную мысль варяга, с какою они отправи-
лись из Новгорода; на 200 ладьях приплыла русь к Царю-граду, но попытка
не удалась: буря, вставшая, по греческим свидетельствам, вследствие чу-
десного заступления богородицы, разбила русские лодки, и немногие из
дружины Аскольдовой возвратились с своими князьями назад в Киев. Вслед
за этим известием византийцы сообщают другое - о принятии христианства
русскими, о посылке к ним епископа из Царя-града; так уже рано обнаружи-
лось значение Киева в нашей истории - следствие столкновений Киевской
Руси с Византиею. Даже прежде еще Аскольдова похода, обыкновенно относи-
мого к 866 году, мы встречаем известия о нападениях руси на греческие
области и о принятии христианства некоторыми из русских вождей: таково
известие, находящееся в житии святого Стефана Сурожского, о нападении на
Сурож русского князя Бравалина и о крещении его там; известие это отно-
сится к началу IX века, подобное же известие находим в жизнеописании
святого Георгия, епископа Амастрийского.
Но владение, основанное варяжскими выходцами в Киеве, не могло иметь
надлежащей прочности, ибо основано было сбродною шайкою искателей прик-
лючений, которые могли храбро драться с соседями, могли сделать набег на
берега Империи, но не могли по своим средствам, да и не имели ввиду ос-
новать какой-нибудь прочный порядок вещей среди племен, живших по вели-
кому водному пути. Это могли сделать только северные князья, имевшие для
того достаточную материальную силу и привязанные к стране прави-
тельственными отношениями к племенам, их призвавшим. В 869 году, по сче-
ту летописца, умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, которого отдал
на руки родственнику своему Олегу. Последний как старший в роде, а не
как опекун малолетнего князя, получил всю власть Рюрика и удерживал ее
до конца жизни своей. Если Рюрик уже сделал шаг вперед на юг по восточ-
ному пути, перейдя из Ладоги в Новгород, то преемник его двинулся гораз-
до далее и дошел до конца пути. Движение это было, однако, довольно мед-
ленно: три года, по счету летописца, пробыл Олег в Новгороде до выступ-
ления в поход на юг; потом он двинулся по водному восточному пути, соб-
равши войско из варягов и из всех подвластных ему племен - чуди, славян
(ильменских), мери, веси, кривичей. Это обстоятельство есть самое важное
в нашей начальной истории. Мы видели, что варягам давно был известен ве-
ликий водный путь из Балтийского моря в Черное, давно ходили они по нем,
но ходили малыми дружинами, не имели ни желания, ни средств утвердиться
на этом пути, смотрели на него, как на путь только, имея ввиду другую
цель. Но вот на северном конце этого пути из нескольких племен составля-
ется владение, скрепленное единством власти; повинуясь общему историчес-
кому закону, новорожденное владение вследствие сосредоточения своих сил
чрез единство власти стремится употребить в дело эти силы, подчинить
своему влиянию другие общества, другие племена, менее сильные.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.