История России с древнейших времен(ч.1)

Затем приступлено было к обращению киевского народа; митрополит
и священники ходили по городу с проповедию; по некоторым, очень вероят-
ным известиям, и сам князь участвовал в этом деле. Многие с радостию
крестились; но больше оставалось таких, которые не соглашались на это;
между ними были двоякого рода люди: одни не хотели креститься не по
Сильной привязанности к древней религии, но по новости и важности дела,
колебались точно так же, как, по преданию, колебался прежде и сам Влади-
мир; другие же не хотели креститься по упорной привязанности к старой
вере; они даже не хотели и слушать о проповеди. Видя это, князь употре-
бил средство посильнее: он послал повестить по всему городу, чтоб на
другой день все некрещеные шли к реке, кто же не явится, будет противни-
ком князю. Услыхав этот приказ, многие пошли охотою, именно те, которые
прежде медлили по нерешительности, колебались, ждали только чего-нибудь
решительного, чтобы креститься; не понимая еще сами превосходства новой
веры пред старою, они, естественно, должны были основывать превосходство
первой на том, что она принята высшими: "Если бы новая вера не была хо-
роша, то князь и бояре не приняли бы ее", - говорили они. Некоторые шли
к реке по принуждению, некоторые же ожесточенные приверженцы старой ве-
ры, слыша строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса. На другой
день после объявления княжеского приказа, Владимир вышел с священниками
царицыными и корсунскими на Днепр, куда сошлось множество народа; все
вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь; несовершеннолетние
стояли у берега, возрастные держали на руках младенцев, а крещеные уже
бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время со-
вершения таинства, а также и занимая место их восприемников, священники
на берегу читали молитвы.
Непосредственным следствием принятия христианства Владимиром и расп-
ространения его в Русской земле было, разумеется, построение церквей:
Владимир тотчас после крещения велит строить церкви и ставить их по тем
местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь св. Васи-
лия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов Владимир велел ста-
вить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и
приводить людей к крещению по всем городам и селам. Здесь останавливают
нас два вопроса - по каким городам и областям и в какой мере было расп-
ространено христианство при Владимире, и потом - откуда явились при
церквах священнослужители? Есть известия, что митрополит с епископами,
присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и с Анастасом
ходили на север и крестили народ; естественно, что они шли сначала по
великому водному пути, вверх по Днепру, волоком и Ловатью, до северного
конца этого пути - Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди,
построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство бы-
ло распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, по всем
вероятностям, путем водным, шекснинским, проповедники отправились к вос-
току, до Ростова. Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаи-
ла в 990 году; в 991 он умер; легко представить, как смерть его должна
была опечалить Владимира в его новом положении; князя едва могли утешить
другие епископы и бояре; скоро, впрочем, был призван из Царя-града новый
митрополит - Леон; с помощию поставленного им в Новгород епископа Иоаки-
ма Корсунянина язычество здесь сокрушено окончательно. Вот любопытное
известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: "Когда в Новго-
роде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись все
не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно,
когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли про-
тив него с оружием; Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами,
но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (пороки) и
поставили их на мосту; особенно уговаривал их не покоряться главный меж-
ду жрецами, т. е. волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноре-
чие Соловьем. Епископ Иоаким с священниками стояли на торговой стороне;
они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько могли, и в два дня
успели окрестить несколько сот. Между тем на другой стороне новгородский
тысяцкий Угоняй, ездя всюду, кричал: "Лучше нам помереть, чем дать богов
наших на поругание"; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил
дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда
тысяцкий Владимиров, Путята, приготовив лодки и выбрав из ростовцев
пятьсот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки и во-
шел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники. Пу-
тята дошел до двора Угоняева, схватил его и других лучших людей и отос-
лал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ соб-
рался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые
пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить домы
христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел за-
жечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить
пожар, и сеча перестала, Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне про-
сить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сок-
рушить идолов, деревянных сжечь, а каменных, изломав. побросать в реку.
Мужчины и женщины, видя это, с воплем и слезами просили за них, как за
своих богов. Добрыня с насмешкою отвечал им: "Нечего вам жалеть о тех,
которые себя оборонить не могут; какой пользы вам от них ждать?". и пос-
лал всюду с объявлением, чтоб шли креститься. Посадник Воробей, сын Сто-
янов, воспитанный при Владимире, человек красноречивый, пошел на торг и
сильнее всех уговаривал народ; многие пошли к реке сами собою, а кто не
хотел, тех воины тащили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины ни-
же. Тогда многие язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что кре-
щены; для этого Иоаким велел всем крещенным надеть на шею кресты, а кто
не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещен, и крестить.
Разметанную церковь Преображения построили снова. Окончив это дело, Пу-
тята пошел в Киев; вот почему есть бранная для новгородцев пословица.
"Путята крестил мечом, а Добрыня - огнем".
Таким образом, христианство при Владимире, как видно, было распрост-
ранено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному
пути из Новгорода в Киев; к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Вол-
ге, даже в самом Ростове, несмотря на то что проповедь доходила до этих
мест, христианство распространялось очень слабо; мы увидим впоследствии,
что иноки Печерского монастыря будут проповедниками христианства у вяти-
чей и мери и будут мучениками там; летописец прямо говорит, что в его
время вятичи сохраняли еще языческие обычаи, наконец, Илариои, современ-
ник сына Владимирова, называет русских христиан малым стадом Христовым.
Самому князю принадлежит распространение христианства на запад от Днеп-
ра, в странах, которые он должен был посещать по отношениям своим к
Польше; есть известие, что в 992 году он ходил с епископами на юго-за-
пад, учил, крестил людей и в земле Червенской построил в свое имя город
Владимир и деревянную церковь Богородицы.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.