История России с древнейших времен(ч.1)
В то же самое время Игорь послал сказать
Изяславу Мстиславичу: "Брата нашего бог взял; стоишь ли в крестном цело-
вании?" Изяслав не дал ответа и даже не отпустил посла назад, потому что
Игорь не сдержал обещания, данного киевлянам, и те послали сказать Изяс-
лаву в Переяславль: "Поди, князь, к нам: хотим тебя". Изяслав принял
приглашение, собрал своих ратных людей и пошел из Переяславля; когда он
перешел Днепр у Заруба, то прислало к нему все пограничное варварское
народонаселение, черные клобуки и все жители пограничных городов на реке
Роси (все Поросье); посланные говорили: "Ты наш князь, Ольговичей не хо-
тим; ступай скорее, а мы с тобою". Изяслав пошел к Дерновому, и тут сое-
динились с ним все черные клобуки и поршане (жители городов по Роси);
туда же прислали к нему белгородцы и василевцы с теми же речами: "Сту-
пай, ты наш князь, Ольговичей не хотим"; скоро явились новые послы из
Киева и сказали: "Ты наш князь, ступай, не хотим переходить к Ольговичам
точно по наследству; где увидим твой стяг, тут и мы будем готовы с то-
бою". Эти слова очень важны: они показывают, что современники не были
знакомы с понятиями о наследственности в одной линии. Изяслав собрал все
свое войско в степи, христиан и поганых, и сказал им: "Братья! Всеволода
я считал по правде братом старшим, потому что старший брат и зять мне
как отец; а с этими как меня бог управит и сила крестная: либо голову
свою положу перед вами, либо достану стол дедовский и отцовский". Ска-
завши это, он двинулся к Киеву, а Между тем Игорь послал к двоюродным
братьям своим, Давыдовичам, спросить у них, стоят ли они в крестном це-
ловании. Те хотели дорого продать свою верность клятве и запросили у не-
го волостей много; Игорь в крайности дал им все, лишь бы только шли к
нему на помощь; и они отправились. Но еще важнее было для Игоря ула-
диться с дружиною, привязать ее к себе; он призвал к себе главных бояр -
Улеба, Ивана Войтишича, Лазаря Саковского и сказал им: "Как были у брата
моего, так будете и у меня"; а Улебу сказал: "Держи ты тысячу (т. е.
будь тысяцким), как у брата моего держал". Из этого видно, что при каж-
дой перемене князя бояре боялись лишиться прежнего значения, и теперь
Игорь спешит уверить их, что они ничего не потеряют при нем. Но Ольгович
опоздал: эти бояре уже передались Изяславу; они могли видеть всеобщее
нерасположение к Игорю, видеть, что вся Русь становится под стяг Монома-
хова внука, и спешили отстать от проигранного дела. Они послали сказать
Изяславу: "Ступай, князь, скорее: идут Давыдовичи Игорю на помощь". Кро-
ме означенных бояр в Святославовом полку передались на сторону Мстисла-
вича Василь Полочанин и Мирослав (Андреевич), внук Хилич; они впятером
собирали киевлян и советовались, как бы обмануть Игоря; а к Изяславу
послали сказать: "Ступай, князь, мы уговорились с киевлянами; бросим
стяг Ольговича и побежим с полком своим в Киев". Изяслав подошел к Киеву
и стал с сыном своим Мстиславом у вала, подле Надова озера, а киевляне
стояли особо, у Ольговой могилы, огромною толпою. Скоро Игорь и все
войско его увидали, что киевляне послали к Изяславу и взяли у него ты-
сяцкого со стягом; а вслед за тем берендеи переехали чрез Лыбедь и зах-
ватили Игорев обоз перед Золотыми воротами и под огородами. Видя это,
Игорь сказал брату Святославу и племяннику Святославу Всеволодовичу:
"Ступайте в свои полки, и как нас с ними бог рассудит"; велел ехать в
свои полки также и Улебу тысяцкому с Иваном Войтишичем. Но как скоро
приехали они в свои полки, то бросили стяги и поскакали к Жидовским во-
ротам. Ольгович с племянником не смутились от этого и пошли против Изяс-
лава; но им нельзя было проехать к нему Надовым озером; они пошли верхом
и попали в самое невыгодное место между двумя канавами из озера и из су-
хой Лыбеди. Берендеи заехали им взад и начали сечь их саблями, а Изяслав
с сыном Мстиславом и дружиною заехали сбоку; Ольговичи побежали, Игорь
заехал в болото, конь под ним увяз, а идти он не мог, потому что был бо-
лен ногами; брат его Святослав бежал на устье Десны, за Днепр, а племян-
ник Святослав Всеволодич прибежал в Киев и спрятался в Ирининском монас-
тыре, где его и взяли; дружину Ольговича гнали до самого Днепра, до
устья Десны и до киевского перевоза.
Изяслав с великою славою и честью въехал в Киев; множество народа
вышло к нему навстречу; игумены с монахами и священниками со всего Киева
в ризах; он приехал к св. Софии, поклонился богородице и сел на столе
отцовском и дедовском. Когда привели к нему Святослава Всеволодовича, то
он сказал ему: "Ты мне родной племянник", и начал водить его подле себя;
бояр, верных Ольговичам, перехватали много - Данила Великого, Юрья Про-
копьича, Ивора Юрьевича, внука Мирославова и других и пустили их, взявши
окуп. Через четыре дня схватили в болоте Игоря и привели к Изяславу, ко-
торый сначала послал его в Выдубицкий монастырь, а потом, сковавши, ве-
лел посадить в переяславский Ивановский; тогда же киевляне с Изяславом
разграбили домы дружины Игоревой и Всеволодовой, села, скот, взяли много
именья в домах и монастырях. Таким образом старший стол перешел опять в
род Мономаха, но перешел к племяннику мимо двух дядей; причины этого яв-
ления мы уже видели прежде: племянник Изяслав личною доблестию превосхо-
дил дядей, был представителем Мономахова племени в глазах народа. Сам
Изяслав сначала не хотел нарушать право дяди Вячеслава; отправившись в
поход против Игоря Ольговича, он объявил, что идет возвратить старший
стол Вячеславу. Но дела переменились, когда он действительно овладел Ки-
евом; если жители этого города заставили Мономаха нарушить старшинство
Святославичей, то нет сомнения, что они же заставили и внука его Изясла-
ва нарушить старшинство дяди Вячеслава: желая избавиться от Ольговичей,
они прямо послали к Изяславу, ему говорили: "Ты наш князь!" После уви-
дим, что, призывая его вторично к себе, они прямо скажут ему, что не хо-
тят Вячеслава; когда Юрий хотел было также уступить Киев Вячеславу, то
бояре сказали, что он напрасно это делает, ибо Вячеславу все равно не
удержать же Киева - таково было общее мнение о старшем из Мономаховичей;
Юрий подчинился этому общему мнению, должен был подчиниться ему и пле-
мянник его Изяслав. Но если Русь не хотела Вячеслава, признавая его нес-
пособным, то не так смотрели на дело собственные бояре Вячеславовы, ко-
торые управляли слабым князем и хотели управлять Киевом при его стар-
шинстве. Послушавши бояр, Вячеслав стал распоряжаться как старший: зах-
ватил города, которые отняты были у него Всеволодом; захватил и Влади-
мир-Волынский и посадил в нем племянника, Владимира Андреевича, сына по-
койного переяславского князя. Но Изяслав поспешил уверить его, что не он
старший; он послал на дядю брата Ростислава и племянника Святослава Все-
володовича; те взяли у Вячеслава Туров, схватили в нем епископа Иоакима
и посадника Жирослава. В Турове посадил Изяслав сына своего Ярослава,
старший сын его Мстислав сел в Переяславле. Такое распоряжение могло ос-
корбить братьев Изяславовых, особенно старшего Ростислава смоленского,
но, вероятно, этот князь не хотел менять верное на неверное и сам отка-
зался от Переяславля: здесь он беспрестанно должен был отбиваться от
Черниговских и от половцев; притом украинское Переяславское княжество,
вероятно, было беднее смоленского; наконец, в предшествовавшие смуты Пе-
реяславль много потерял из прежнего своего значеиия: мы видели, что Юрий
ростовский отказался от него в пользу младшего брата Андрея; дядя Вячес-
лав - в пользу племянника Изяслава.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.