История России с древнейших времен(ч.1)

Особенно говорил против Влади-
мирка и выставлял все вины его Мстислав Изяславич, который был сердит на
галицкого князя за дорогобужское дело. Но король не слушался их, потому
что был уже уговорен архиепископом и вельможами, подкупленными Владимир-
ком; он отвечал Изяславу: "Не могу его убить: он молится и кланяется, и
в вине своей прощенья просит; но если теперь, поцеловав крест, нарушит
еще раз клятву, тогда уже либо я буду в венгерской земле, либо он в га-
лицкой". Владимирко прислал и к Изяславу с просьбою: "Брат! Кланяюсь те-
бе и во всем каюсь, во всем я виноват; а теперь, брат, прими меня к себе
и прости, да и короля понудь, чтоб меня принял; а мне дай бог с тобою
быть". Изяслав сам по себе не хотел и слышать о мире; но одному ему
нельзя было противиться королю и его Вельможам; поневоле должен был на-
чать переговоры: король требовал от Владимирка клятвы в том, что он
возвратит все захваченные им русские города Изяславу и будет всегда в
союзе с последним, при всяких обстоятельствах, счастливых или несчаст-
ных; когда король хотел послать бояр своих к Владимирку с крестом, кото-
рый тот должен был поцеловать, то Изяслав говорил, что не для чего зас-
тавлять целовать крест человека, который играет клятвами; на это король
отвечал: "Это самый тот крест, на котором был распят Христос бог наш;
богу угодно было, чтоб он достался предку моему св. Стефану; если Влади-
мирко поцелует этот крест, нарушит клятву и останется жив, то я тебе,
батюшка, говорю, что либо голову свою сложу, либо добуду Галицкую землю;
а теперь не могу его убить". Изяслав согласился, но сын его Мстислав
сказал: "Вы поступаете, как должно по-христиански, честному кресту вери-
те и с Владимирком миритесь; но я вам перед этим честным крестом скажу,
что он непременно нарушит свою клятву; тогда ты, король, своего слова не
забудь и приходи опять с полками к Галичу"; король отвечал: "Ну право же
тебе говорю, что если Владимирко нарушит клятву, то как до сих пор отец
твой Изяслав звал меня на помощь, так тогда уже я позову его к себе на
помощь". Владимирко целовал крест, что исполнит королевские требования;
целовал он крест лежа, показывая вид, что изнемог от ран, тогда как ран
на нем никаких не было.
Простившись с королем, Изяслав пошел назад в Русскую землю, и когда
был во Владимире, то послал посадников своих в города, которые Владимир-
ко обещал ему возвратить; но посадники пришли назад: Владимирко не пус-
тил их ни в один город. Изяслав продолжал путь в Киев, только послал
сказать королю: "Ни тебе, ни мне теперь уже не ворочаться назад, я
только объявляю тебе, что Владимирко нарушил клятву; так не забудь свое-
го слова". Владимирко спешил нарушить и другое условие мира: узнав, что
сват его Юрий идет на племянника, он также выступил против Изяслава, но
возвратился, когда дали ему весть, что тот идет к нему навстречу. Упра-
вившись с дядею, Изяслав послал в Галич боярина своего Петра Борислави-
ча, который был свидетелем клятвы Владимирковой пред крестом св. Стефа-
на. Петр должен был сказать галицкому князю от имени Изяслава: "Ты нам с
королем крест целовал, что возвратишь русские города, и не возвратил;
теперь я всего того не поминаю; но если хочешь исполнить свое крестное
целование и быть с нами в мире, то отдай мне города мои; а не хочешь от-
дать, то клятву свою ты нарушил, и мы с королем будем переведываться с
тобою, как нам бог даст", Владимирко отвечал на это послу: "Скажи от ме-
ня Изяславу, вот что: ты нечаянно напал на меня сам и короля навел; так
если буду жив, то либо голову свою сложу, либо отомщу тебе за себя".
Петр сказал ему на это: "Князь! ведь ты крест целовал Изяславу и королю,
что все исправишь и будешь с ними в союзе; так ты нарушил крестное цело-
вание". Владимирко отвечал: "Вот еще: что мне этот маленький крестик!"
"Князь! - возразил ему киевский боярин, - хотя крестик и мал, да сила
его велика на небеси и на земле; ведь тебе король объявлял, что это са-
мый тот крест, на котором Христос был распят; да и то было тебе говоре-
но, что если, поцеловав тот крест, ты слова своего не сдержишь, то жив
не останешься; слышал ли ты обо всем этом от королевского посла?" Влади-
мирко отвечал: "Да, помню, досыта вы тогда наговорились; а теперь ступай
вон, поезжай назад к своему князю". Петр, положив пред ним крестные гра-
моты, пошел вон, и когда собрался ехать, то не дали ему ни повозки, ни
корма, так что он принужден был отправиться на своих лошадях. Петр съез-
жал с княжьего двора, а Владимирко шел в то время в церковь к вечерне и,
видя, что Петр уезжает, стал смеяться над ним: "Смотрите-ка, русский-то
боярин поехал, побравши все волости!" Когда вечерня отошла и Владимирко,
возвращаясь из церкви, дошел до того самого места, где смеялся над Пет-
ром, то вдруг сказал: "Что это, как будто кто меня ударил по плечу!" и
не мог двинуть больше ногами: если б не подхватили его, то упал бы с
лестницы; понесли его в горенку, положили в укроп; к вечеру стало ему
хуже, а к ночи умер. Между тем Петр Бориславич, выехавши из Галича, ос-
тановился ночевать в селе Большове; вдруг на рассвете скачет к нему го-
нец из Галича: "Князь не велел тебе ехать дальше, дожидайся пока пришлет
за тобою". Петр, ничего не зная о Владимирковой смерти, стал тужить, что
ему надобно ехать назад в город и, верно, придется вытерпеть там разные
притеснения; и точно, еще до обеда прискакал к нему новый гонец с прика-
зом от князя ехать в город; Петр отправился, и когда въехал на княжий
двор, то к нему навстречу вышли из сеней слуги княжие все в черном; он
удивился - чтобы это такое значило? Вошел на сени, смотрит - на княжом
месте сидит сын Владимирков Ярослав в черном платье и в черной шапке,
также и все бояре в черном. Петру поставили стул, и когда он сел, то
Ярослав, взглянувши на него, залился слезами. Петр сидел в недоумении,
смотря на все стороны; наконец, спросил: да что же это такое значит? Тут
ему объявили, что ночью князь умер. "Как умер? возразил Петр: когда я
поехал, он был совсем здоров!" Ему отвечали, что был здоров, да вдруг
схватился за плечо, начал с того изнемогать и умер. "Воля божия, - ска-
зал на это Петр, - нам всем там быть". Тогда Ярослав начал говорить Пет-
ру: "Мы позвали тебя для того, что вот бог сотворил волю свою; поезжай
ты теперь к отцу моему Изяславу, поклонись ему от меня и скажи: "Бог
взял моего отца, так ты будь мне вместо него; ты с покойником сам ведал-
ся, что там между вас было, уже бог рассудил вас; бог отца моего к себе
взял, а меня оставил на его место, полк и дружина его у меня, только од-
но копье поставлено у его гроба, да и то в моих руках; теперь кланяюсь
тебе, батюшка! Прими меня, как сына своего Мстислава: пусть Мстислав ез-
дит подле твоего стремени с одной стороны, а я буду ездить по другой
стороне со всеми своими полками". Петр с этим и отправился.
Ярослав или, по некоторым известиям бояре его только манили Изяслава,
чтоб выиграть время, а в самом деле и не думали возвращать ему городов,
захваченных Владимирком. Это заставило киевского князя пойти в другой
раз на Галич (1153 г.); с ним пошли сын его Мстислав с переяславцами,
полк Изяслава Давыдовича черниговского и все черные клобуки; а на дороге
присоединились к нему братья, - Владимир из Дорогобужа, Святополк из
Владимира, Владимир Андреич из Бреста.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.

Hosted by uCoz