История России с древнейших времен(ч.1)

Варяги, составлявшие первоначально
дружину князя, жили около последнего, так сказать, стояли подвижным ла-
герем в стране, а не врезывались сплошными колониями в туземное народо-
население; многие из них оставались здесь навсегда, женились на славян-
ках, дети их были уже полуварягами только, внуки - совершенными славяна-
ми.
Варяги не стояли выше славян на ступенях общественной жизни, следова-
тельно, не могли быть среди последних господствующим народом в духовном,
нравственном смысле; наконец, что всего важнее, в древнем языческом быте
скандинаво-германских племен мы замечаем близкое сходство с древним язы-
ческим бытом славян; оба племени не успели еще выработать тогда резких
отмен в своих народностях, и вот горсть варягов, поселившись среди сла-
вянских племен, не находит никаких препятствий слиться с большинством.
Так должно было быть, так и было. В чем можно заметить сильное влия-
ние скандинавской народности на славянскую? В языке? По последним выво-
дам, добытым филологиею, оказывается, что в русском языке находится не
более десятка слов происхождения сомнительного или действительно гер-
манского. После того как древнейший памятник нашего законодательства,
так называемая Русская Правда, сличена была с законодательными памятни-
ками других славянских народов, не может быть речи не только о том, что
Русская Правда есть скандинавский закон, но даже о сильном влиянии в ней
скандинавского элемента. Даже те исследователи - юристы, которые предпо-
лагают несколько значительное влияние скандинавского элемента в Русской
Правде, видят, однако, в последней собрание обычаев преимущественно сла-
вянских и частью только германских. Но для ясного понимания событий пер-
вого периода нашей истории мало еще определить, что степень влияния на-
родности пришлого элемента на народность туземного была незначительна;
нужно тотчас же обратить вопрос и следить, какому влиянию с самого нача-
ла стал подвергаться пришлый элемент от туземного, от новой среды, в ко-
торой он нашелся, надобно следить за обоими элементами в их взаимо-
действии, а не брать каждый порознь, заставляя их действовать от начала
до конца в полной особности с их первоначальным, чистым характером, ка-
кой они имели до своего соединения. Если Рюрик был скандинав, морской
король, то следует ли отсюда, что внуки и правнуки его, князья многих
племен, владельцы обширной страны, должны также носить характер морских
королей? Разве новая среда, в которой они стали вращаться, нисколько не
могла содействовать к изменению их характера? Говорят, что наши князья,
от Рюрика до Ярослава включительно, были истые норманны, но в чем же
состоит их норманство? В том, что они обнаруживают завоевательный дух?
Но таким духом обыкновенно отличаются князья новорожденных обществ: од-
новременно с Русским образуется другое славянское государство -
Польское; первые Пясты - не норманны, несмотря на то, они обнаруживают
свою деятельность тем же, чем и первые Рюриковичи - распространением
первоначальной области посредством завоевания. Первые Рюриковичи обнару-
живают свое норманское происхождение, быть может, тем, что совершают по-
ходы преимущественно водою, на лодьях? Но причина этого явления заключа-
ется не в норманском происхождении князей, а в природе страны, малонасе-
ленной, покрытой непроходимыми лесами, болотами, в которой, следова-
тельно, самый удобный путь был водный; дружины, распространявшие русские
владения за Уральским хребтом в XVII в., не были норманны, но по природе
страны действовали так же, как последние; совершали свои походы водным
путем. Обычай наших князей ходить на полюдье не есть норманский, он не-
обходим во всех новорожденных обществах: так, мы видим его и в Польше.
Военное деление на десятки, сотни и т. д. есть общее у народов различно-
го происхождения. Дружинная жизнь не есть исключительная принадлежность
германского племени: Болеслав польский живет с своею дружиною точно так
же, как Владимир русский с своею.
Сделавши всех первых князей наших морскими королями, назвавши их всех
истыми норманнами, определивши, таким образом, их общий характер, точку
зрения на них, исследователи необходимо должны были оставить в стороне
их главное значение относительно той страны, относительно тех племен,
среди которых они призваны были действовать, должны были оставить в сто-
роне различие характеров каждого из них и какое влияние это различие
производило на судьбу страны. Обратив преимущественно внимание на эле-
мент пришлый, на варягов, из характера их отношений к князю и Земле иск-
лючительно старались определить главный характер нашей истории, позабыв,
что характер дружины условился отношениями призванных князей к призвав-
шему народонаселению и что эти отношения условились бытом последнего.
Утверждая, что у нас имело место призвание, а не завоевание, не заметили
противоречия, когда варягам дали характер завоевательный, заставив все
явления отражать на себе исключительно их народность, заставив действо-
вать одно пришлое начало, поразив совершенным бездействием туземное. Та-
ковы вредные следствия того одностороннего взгляда, по которому варяги
были исключительными действователями в начальном периоде нашей истории.
Но если влияние норманской народности было незначительно, если по
признанию самых сильных защитников норманства влияние варягов было более
наружное, если такое наружное влияние могли одинаково оказать и дружины
славян поморских, столько же храбрые и предприимчивые, как и дружины
скандинавские, то ясно, что вопрос о национальности варягов - руси теря-
ет свою важность в нашей истории.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О КНЯЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ВООБЩЕ
Завещание Ярослава I. - Нераздельность рода. - Значение старшего в
роде, или великого князя. - Права на старшинство. - Потеря этих прав. -
Отчина. - Отношение волости младшего князя к старшему.
По смерти Ярослава I осталось пять сыновей да внук от старшего сына
его Владимира; в Полоцке княжили потомки старшего сына Владимира Святого
Изяслава; все эти князья получают известные волости, размножаются, отно-
шения их друг к другу являются на первом месте в рассказе летописца. Ка-
кого же рода были эти отношения?
В Западной латино-германской Европе господствовали в это время фео-
дальные отношения; права и обязанности феодальных владельцев относи-
тельно главного владельца в стране нам известны; в других славянских
странах между старшим князем и меньшими господствуют те же самые отноше-
ния, какие и у нас на Руси, но ни у нас, ни в других славянских землях
не осталось памятника, в котором бы изложены были все права и обязаннос-
ти князей между собою и к главному князю; нам остается одно средство -
узнать что-нибудь о междукняжеских отношениях, искать в летописях, нет
ли там каких-нибудь указаний на эти права и обязанности князей, послу-
шать, не скажут ли нам чего-нибудь сами князья о тех правах, которыми
они руководились в своих отношениях.
Общим родоначальником почти всех княжеских племен (линий) был Ярослав
I, которому приписывают первый письменный устав гражданский, так называ-
емую Русскую Правду; посмотрим, не дал ли он какого-нибудь устава и де-
тям своим, как вести себя относительно друг друга? К счастью, летописец
исполняет наше желание: у него находим предсмертные слова, завещание
Ярослава своим сыновьям.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.