История России с древнейших времен(ч.1)

Последующие события описаны, согласно с начальной Ки-
евской летописью.
Если мы примем во внимание рассказ Иоакимовской летописи, то нам
объяснится поведение Владимира в первые годы его княжения: торжество
Владимира было торжеством языческой стороны над христианскою, вот почему
новый князь ознаменовывает начало своего правления сильною ревностью к
язычеству, ставит кумиры на высотах киевских; дядя его Добрыня поступает
точно так же в Новгороде. Судя по выражениям летописца, никогда в Русс-
кой земле не было видно такого гнусного идолослужения, хотя, как кажет-
ся, не следует принимать этих выражений буквально: начал княжить Влади-
мир в Киеве один, говорит летописец, и поставил кумиры на холме, вне
двора теремного, Перуна деревянного, а голова у него серебряная, ус зо-
лотой, Хорса Дажбога, Стрибога, Симаргла (Сима и Регла) и Мокоша. Прино-
сили им жертвы, называя богами, приводили сыновей и дочерей и приносили
жертвы бесам, осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Нам извест-
но, что славяне - язычники сильно негодовали на христианскую религию за
то, что она не допускала многоженства; в ознаменование торжества язычес-
кой стороны, князь, виновник этого торжества, предается необузданному
женолюбию: кроме пяти законных жен, было у него 300 наложниц в Вышгоро-
де, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Он был несыт блуда, по выра-
жению летописца: приводил к себе замужних женщин и девиц на растление,
одним словом, был женолюбив, как Соломон.
Но в то время, как Владимир угождал язычникам, буйство наемных варя-
гов ставило его в затруднительное положение относительно Киева. Мы виде-
ли, что торжество над Ярополком во всяком случае досталось ему дешево:
если и была битва в стране Смоленской, то в собственной Руси все покори-
лось ему без сопротивления. Несмотря на то, варяги думали, что торжест-
вом своим Владимир обязан им, и поступали буйно с гражданами, как c за-
воеванными; они говорили Владимиру: "Город-то наш, мы его взяли, так мы
хотим брать окуп на народе, по 2 гривны с человека". Владимир отвечал:
"Пождите месяц, пока соберут деньги". Варяги ждали, ждали и не получили
денег. Тогда они сказали князю; "Обманул ты нас: так отпусти в Грецию".
Владимир согласился; он выбрал из них мужей, добрых, смышленных и храб-
рых, и роздал им города, а прочие пошли в Константинополь, Но почему же
варяги не попробовали силою взять денег? Историки догадываются, что Вла-
димир именно назначил месячный срок, дабы взять свои меры, увеличить
собственно русское войско; с одной стороны, это могло быть и так, с дру-
гой, хорошим средством для Владимира - сделать варягов безопасными - бы-
ло и то, о чем говорит летописец, а именно: князь воспользовался сроком,
чтобы склонить на свою сторону лучших варягов, предводителей, привязав
их к себе и к Руси выгодами; толпа, худшие люди, оставшись без предводи-
телей, не смели предпринять ничего; таким образом, Владимир ослабил ва-
рягов, разделивши их. Варяги просили Владимира: "Покажи нам путь в Гре-
цию". Это могло значить, что варяги просили у князя пропускных листов,
без которых греческое правительство не принимало варягов, по договорам.
Владимир точно отправил посольство к императору насчет варягов; послы
должны были сказать ему: "Идут к тебе варяги, не держи их в городе; не
то натворят они тебе беды, как и здесь; расточи их в разные стороны, а
сюда не пускай ни одного". Выражение: наделают они тебе бед, как и
здесь, - показывает, что варяги буйствовали в Киеве.
Касательно внешних отношений при Ярополке есть известие о победе это-
го князя над печенегами, о вступлении печенежского князя Илдея в службу
к Ярополку, который дал ему города и волости, о заключении мира с грека-
ми на условиях отцовских и дедовских, о приходе послов папских.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ. ЯРОСЛАВ I
Несостоятельность язычества. - Известие о принятии христианства Вла-
димиром. - Распространение христианства на Руси при Владимире. -
Средства к утверждению христианства. - Влияние духовенства. - Войны Вла-
димира. - Первое столкновение с западными славянами. - Борьба с печене-
гами. - Смерть Владимира, его характер. - Усобица между сыновьями Влади-
мира. - Утверждение Ярослава в Киеве. - Отношения к Скандинавии и
Польше. - Последняя греческая война. - Борьба с печенегами. - Внутренняя
деятельность Ярослава. (980 - 1054)
Мы видели, что торжество Владимира над Ярополком сопровождалось тор-
жеством язычества над христианством, но это торжество не могло быть про-
должительно: русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не
могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в
юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством; рев-
ность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукрашенных ку-
миров, частые жертвы проистекали из желания поднять сколько-нибудь язы-
чество, дать ему средства, хотя что-нибудь противопоставить другим рели-
гиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая
ревность и вела прямо к падению язычества, потому что всего лучше пока-
зывала его несостоятельность. У нас на Руси, в Киеве, произошло то же
самое, что в более обширных размерах произошло в Империи при Юлиане:
ревность этого императора к язычеству всего более способствовала к окон-
чательному падению последнего, потому что Юлиан истощил все средства
язычества, извлек из него все, что оно могло дать для умственной и
нравственной жизни человека, и тем всего резче выказалась его несостоя-
тельность, его бедность пред христианством. Так обыкновенно бывает и в
жизни отдельных людей, и в жизни целых обществ, вот почему и неудиви-
тельно видеть, как иногда самые страстные ревнители вдруг, неожиданно,
покидают предмет своего поклонения и переходят на враждебную сторону,
которую защищают с удвоенною ревностию; это происходит именно оттого,
что в их сознании истощились все средства прежнего предмета поклонения.
Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает расс-
каз о следующем событии: Владимир после похода на ятвягов возвратился в
Киев и приносил жертву кумирам вместе с своими людьми; старцы и бояре
сказали: "Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем
в жертву богам". В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из
Греции и держал христианскую веру; был у него сын, прекрасный лицом и
душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий. Посланные от народа (об
участии князя не говорится ни слова) пришли к старому варягу и сказали
ему: "Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим
принести его им в жертву". Варяг отвечал: "У вас не боги, а дерево; нын-
че есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны рука-
ми человеческими из дерева; а бог один, которому служат греки и кланяют-
ся, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека,
дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сы-
на своего бесам!" Посланные рассказали эти речи народу; толпа взяла ору-
жие, пошла к варягову дому и разломала забор вокруг него; варяг стоял на
сенях с сыном.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.