История России с древнейших времен(ч.1)

Потом местопребывание князя переносится на юг, в Киев; на се-
вере остаются посадники до самого Владимира. Мы видим, что большему вли-
янию княжеской власти подчинена сначала только озерная Новгородская об-
ласть и потом довольно узкая полоса земли по берегам Днепра, где в горо-
дах Смоленске и Любече еще со времен Олега сидели мужи княжие. Отношения
к князю племен, живших далее к востоку и западу от Днепра, как видно,
ограничивались вначале платежом дани, для собирания которой сам князь с
дружиною ездил к ним. По свидетельству Константина Багрянородного, русс-
кие князья с своею дружиною выходили из Киева при наступлении ноября ме-
сяца и отправлялись на полюдье или уезжали в земли подчиненных им племен
славянских и там проводили зиму. Обычай полюдья удержался надолго после:
князь объезжал свою волость, вершил дела судные, оставленные до его при-
езда и брал дары, обогащавшие казну его. Такой обычай княжеских объездов
для вершения судебных дел необходимо условливается самым состоянием юно-
го общества: так, мы встречаем его в древней скандинавской и в древней
польской истории; ясно, следовательно, что - это обычай общий, а не
частный скандинавский, принесенный варягами в Русь. Любопытно, что в
приведенном свидетельстве Багрянородного, полюдье отделено от зимнего
пребывания князя и дружины его у славянских племен: из этого различия
видно уже, что к некоторым ближайшим и более подчиненным племенам князь
отправлялся для суда, к другим же, отдаленнейшим - только для собрания
дани мехами и другими сырыми произведениями, составлявшими предмет заг-
раничной торговли; что князь сам ходил за данью к племенам, это ясно по-
казывает предание о судьбе Игоря у древлян. Более отдаленные племена
принуждены были платить дань русскому князю и платили ее тогда, когда
тот приходил за нею с войском; но этим, как видно, и ограничивались все
отношения; племена еще жили по-прежнему, особными родами, каждый род
имел своего старшину или князя, который владел у него, судил и рядил; у
древлян были свои князья в то время, когда они платили дань киевскому
князю; из этих князей один был Мал, которого они прочили в мужья Ольге.
Дань, за которою ходил сам князь, была первоначальным видом подчинен-
ности племени одной общей власти, связи с другими соподчиненными племе-
нами. Но при таком виде подчиненности сознание об этой связи, разумеет-
ся, было еще очень слабо: племена платили дань и козарам, и все остава-
лись по-прежнему в разъединении друг с другом. Гораздо важнее для общей
связи племен и для скрепления связи каждого племени с общим средоточием
была обязанность возить повозы, обязанность, вследствие которой сами
племена должны были доставлять дань в определенное князем место, ибо с
этим подчиненность племен, участие их в общей жизни принимали более дея-
тельный характер. Но еще более способствовала сознанию о единстве та
обязанность племен, по которой они должны были участвовать в походах
княжеских на другие племена, на чужие народы: здесь члены различных пле-
мен, находившихся до того времени в весьма слабом соприкосновении друг с
другом, участвовали в одной общей деятельности под знаменами русского
князя, составляли одну дружину; здесь наглядным образом приобретали они
понятие о своем единстве и, возвратясь домой, передавали это понятие
своим родичам, рассказывая им о том, что они сделали вместе с другими
племенами под предводительством русского князя. Наконец, выходу племен
из особного, родового быта, сосредоточению каждого из них около извест-
ных центров и более крепкой связи всех их с единым, общим для всей земли
средоточием способствовало построение городов князьями, умножение наро-
донаселения, перевод его с севера на юг.
Мы коснулись непосредственного влияния княжеской власти на образова-
ние юного общества, но это влияние сильно обнаружилось еще посредством
дружины, явившейся вместе с князьями. С самого начала мы видим около
князя людей, которые сопровождают его на войну, во время мира составляют
его совет, исполняют его приказания, в виде посадников заступают его
место в областях. Эти приближенные к князю люди, эта дружина княжеская
могущественно действует на образование нового общества тем, что вносит в
среду его новое начало, сословное, в противоположность прежнему родово-
му. Является общество, члены которого связаны между собою не родовою
связью, но товариществом; дружина, пришедшая с первыми князьями, состоит
преимущественно из варягов, но в нее открыт свободный доступ храбрым лю-
дям из всех стран и народов, преимущественно, разумеется, по самой бли-
зости, туземцам; с появлением дружины среди славянских племен для их
членов открылся свободный и почетный выход из родового быта в быт, осно-
ванный на других, новых началах; они получили возможность, простор раз-
вивать свои силы, обнаруживать свои личные достоинства, получили возмож-
ность личною доблестию приобретать значение, тогда как в роде значение
давалось известною степенью на родовой лестнице. В дружине члены родов
получали возможность ценить себя и других по степени личной доблести, по
степени той пользы, какую они доставляли князю и народу; с появлением
дружины должно было явиться понятие о лучших, храбрейших людях, которые
выделились из толпы людей темных, неизвестных, черных; явилось новое
жизненное начало, средство к возбуждению сил в народе и к выходу их;
темный, безразличный мир был встревожен, начали обозначаться формы, от-
дельные образы, разграничительные линии.
Обозначив влияние дружины вообще, мы должны обратиться к вопросу: в
каком отношении находилась она к князю и к земле? Для легчайшего решения
этого вопроса сравним отношения дружины к князю и земле на западе и те
же самые отношения у нас на Руси. На западе около доблестного вождя со-
биралась толпа отважных людей с целию завоевания какой-нибудь страны,
приобретения земель во владение. Здесь вождь зависел более от дружины,
чем дружина от него; дружина нисколько не находилась к нему в служебных
отношениях, вождь был только первый между равными: "Мы избираем тебя в
вожди, - говорила ему дружина, - и куда поведет тебя твоя судьба, туда
пойдем и мы за тобою; но что будет приобретено общими нашими силами, то
должно быть разделено между всеми нами, смотря по достоинству каждого",
и проч. И действительно, когда дружина овладевала какою-нибудь страною,
то каждый член варварского ополчения приобретал участок земли и нужное
количество рабов для его обработания. Но подобные отношения могли ли
иметь место у нас на Руси с призванием князей? Мы видели, что князь был
призван северными племенами, как нарядник земли; в значении князя из-
вестной страны он расширяет свои владения; с ним приходит дружина, кото-
рая постоянно наполняется новыми членами, пришельцами и туземцами; но
ясно, что эти дружинники не могут иметь значения дружинников западных:
они не могли явиться для того, чтобы делить землю ими не завоеванную,
они могли явиться только для того, чтобы служить князю известных племен,
известной страны; те из них, которые приходили за тем, чтоб получать го-
рода и села, как например Аскольд и Дир, обманывались в своей надежде и
отправлялись искать лучшего в другом месте.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.