История России с древнейших времен(ч.1)
Отсюда, надевши брони и выстро-
ивши полки, пошли к половецкому городу Шаруканю, причем Владимир велел
священникам своим ехать перед полками и петь молитвы; жители Шаруканя
вышли навстречу князьям, поднесли им рыбу и вино; русские переночевали
тут и на другой день, в среду, пошли к другому городу, Сугрову, и зажгли
его; в четверг пошли с Дона, а в пятницу, 24 марта, собрались половцы,
изрядили полки свои и двинулись против русских. Князья наши возложили
всю надежду на бога, говорит летописец, и сказали друг другу: "Помереть
нам здесь; станем крепко!" перецеловались и, возведши глаза на небо,
призывали бога вышнего. И бог помог русским князьям: после жестокой бит-
вы половцы были побеждены, и пало их много.
Весело на другой день праздновали русские Лазарево воскресение и Бла-
говещение, а в воскресенье пошли дальше. В страстной понедельник собра-
лось опять множество половцев, и обступили полки русские на реке Сални-
це. Когда полки русские столкнулись с полками половецкими, то раздался
точно гром, брань была лютая, и много падало с обеих: сторон; наконец,
выступили Владимир и Давыд с своими полками; увидавши их, половцы броси-
лись бежать и падали пред полком Владимировым, невидимо поражаемые анге-
лом; многие люди видели, как головы их летели, ссекаемые невидимою ру-
кою. Святополк, Владимир и Давыд прославили бога, давшего им такую побе-
ду на поганых; русские взяли полона много - скота, лошадей, овец и ко-
лодников много побрали руками. Победители спрашивали пленных: "Как это
вас была такая сила, и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?"
Те отвечали: "Как нам с вамп биться? Другие ездят над вами в бронях
светлых и страшных и помогают вам". Это ангелы, прибавляет летописец, от
бога посланные помогать христианам; ангел вложил в сердце Владимиру Мо-
номаху возбудить братьев своих на иноплеменников. Так, с божиею помощию,
пришли русские князья домой, к своим людям со славою великою, и разнес-
лась слава их по всем странам дальним, дошла до греков, венгров, ляхов,
чехов, дошла даже до Рима.
Мы привели известие летописца о донском походе князей на половцев со
всеми подробностями, чтоб показать, какое великое значение имел этот по-
ход для современников. Времена Святослава Старого вышли из памяти, а
после никто из князей не ходил так далеко на восток, и на кого же? На
тех страшных врагов, которые Киев и Переяславль не раз видели под своими
стенами, от которых бегали целые города; половцы побеждены не в волостях
русских, не на границах. но в глубине степей своих; отсюда понятно рели-
гиозное одушевление, с каким рассказано событие в летописи: только ангел
мог внушить Мономаху мысль о таком важном предприятии, ангел помог русс-
ким князьям победить многочисленные полчища врагов: слава похода разнес-
лась по дальним странам; понятно, как она разнеслась на Руси и какую
славу заслужил главный герой предприятия, тот князь, которому ангел вло-
жил мысль возбудить братьев к этому походу; Мономах явился под особенным
покровительством неба; пред его полком, сказано, падали половцы, невиди-
мо поражаемые ангелом. И надолго остался Мономах в памяти народной как
главный и единственный герой донского похода, долго ходило предание о
том, как пил он Дон золотым шеломом, как загнал окаянных агарян за Же-
лезные ворота.
Так славно воспользовались князья, т. е. преимущественно Мономах,
прекращением усобиц. Мы видели, что для Руси борьба с половцами и отно-
шения княжеские составляли главный интерес; но из отдаленных концов, с
севера, запада и востока доходил слух о борьбе русских людей с другими
варварами, окружавшими их со всех сторон. Новгородцы с князем своим
Мстиславом ходили на чудь, к западу от Чудского озера. Полоцкие и во-
лынские князья боролись с ятвягами и латышами: иногда поражали их, иног-
да терпели поражение, наконец, на востоке младший Святославич, Ярослав
бился несчастно с мордвою; как видно, он княжил в Муроме.
При Святополке начинается связь нашей истории с историею Венгрии. Мы
видели, какое значение для западных славянских народов имело вторжение
венгров и утверждение их в Паннонии на развалинах Моравского госу-
дарства. Любопытно читать у императора Льва Мудрого описание, каким об-
разом венгры вели войну, потому что здесь находим мы объяснение наших
летописных известий о венграх, равно как и о половцах: "Венгры, говорит
Лев, с младенчества привыкают к верховой езде и не любят ходить пешком;
на плечах носят они длинные копья, в руках - луки, и очень искусны в
употреблении этого оружия. Привыкши стреляться с неприятелем, они не лю-
бят рукопашного боя; больше нравится им сражаться издали. В битве разде-
ляют они свое войско на малые отряды, которые становят в небольшом расс-
тоянии друг от друга". Мы видели, что именно так, заступами расположили
они свое войско в битве с Давыдом Игоревичем и Боняком половецким. В
конце Х река прекращает эта кочевая орда свои опустошительные набеги на
соседей и начинает привыкать к оседлости, гражданственности, которая
проникла к венграм вместе с христианством: в 994 году князь Гейза вместе
с сыном своим принял крещение; этот сын его, св. Стефан, хотел дать но-
вой религии окончательное торжество, для чего повестил, чтоб всякий вен-
герец немедленно крестился; но следствием такого приказа было сильное
восстание язычников, которое кончилось только после поражения, претер-
пенного ими в кровопролитной битве против войска княжеского. По смерти
бездетного Стефана, первого короля Венгрии, начинаются усобицы между
разными князьями из Арпадовой династии; этими усобицами пользуются импе-
раторы немецкие, чтоб сделать венгерских королей своими вассалами;
пользуются вельможи, чтоб усилить свою власть на счет королевской, нако-
нец, пользуется язычество, чтоб восстать еще несколько раз против хрис-
тианства. Только в конце XI века, при королях Владиславе Святом и Коло-
мане, Венгрия начинает отдыхать от внутренних смут и вместе усиливаться
на счет соседей, вмешиваться в их дела; вот почему мы видели Коломана в
союзе с Святополком, против Давыда и Ростиславичей. Союз Коломана с Свя-
тополком был даже скреплен браком одного из королевичей венгерских на
Предславе, дочери князя киевского. Сам Коломан незадолго перед смертью
женился на дочери Мономаховой, Евфимии; но через год молодая королева
была обвинена в неверности и отослана к отцу в Русь, где родила сына Бо-
риса, так долго беспокоившего Венгрию своими притязаниями. Коломан умер
в начале 1114 года, оставив престол сыну своему, Стефану II.
В начале 1113 года видели в Киеве солнечное затмение: небесное знаме-
ние предвещало смерть Святополкову, по словам летописца: князь умер 16
апреля, недолго переживши Давыда Игоревича, умершего в мае 1112 года. По
Святополке плакали бояре и дружина его вся, говорит летописец, но о пла-
че народном не упоминает ни слова; княгиня его раздала много богатства
по монастырям, попам, нищим, так что все дивились: никогда не бывало та-
кой милостыни; Святополк был благочестив: когда шел на войну или ку-
да-нибудь, то заходил прежде в Печерский монастырь поклониться гробу св.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.