История России с древнейших времен(ч.1)


Зачем предание связывает части действия так, что Олег убивает Люта тог-
да, когда узнает в нем сына Свенельдова? Если бы Олег простил Люту его
дерзость, узнав, что он сын Свенельда - знаменитого боярина старшего
брата, боярина отцовского и дедовского, тогда дело было бы ясно; но ле-
тописец говорит, что Олег убил Люта именно узнавши, что он сын Све-
нельда; при этом вспомним, что древлянскому князю было не более 13 лет!
Следовательно, воля его была подчинена влиянию других, влиянию како-
го-нибудь сильного боярина, вроде Свенельда. Как бы то ни было, за это
возникла ненависть между Ярополком и Олегом; Свенельд хотел отомстить
Олегу за сына и потому не переставал твердить Ярополку: "Поди на брата и
возьми волость его". Через два года, т. е. когда Ярополку было 16, а
Олегу 15 лет, киевский князь пошел ратью на древлянского; последний вы-
шел к нему навстречу с войском, и Ярополк победил Олега. Олег побежал в
город, называемый Овруч; на мосту, перекинутом через ров к городским во-
ротам, беглецы стеснились и сталкивали друг друга в ров, причем столкну-
ли и Олега; людей попадало много, за ними попадали лошади, которые и пе-
редавили людей. Ярополк вошел в город Олега, взял на себя власть его и
послал искать брата. Долго искали князя и не могли найти. Тогда один
древлянин сказал: "Я видел, как вчера столкнули его с моста". Стали вы-
таскивать трупы изо рва с утра до полудни, наконец, нашли Олега под тру-
пами, внесли в княжий дом и положили на ковре. Пришел Ярополк, начал над
ним плакаться и сказал Свенельду: "Порадуйся теперь, твое желание испол-
нилось". Заключали ли в себе эти слова упрек или Ярополк хотел ими прос-
то объявить старику, что желание его удовлетворено, хотя первое правдо-
подобнее по связи с плачем - во всяком случае предание признает, что де-
ло совершено преимущественно под влиянием Свенельда, и очень естествен-
но, что князь не действовал самостоятельно: ему было только 16 лет!
Ярополк, как сказано выше, взял братнюю волость. Третий Святославич,
Владимир, узнал в Новгороде, что Ярополк убил Олега, испугался братнего
властолюбия и бежал за море, а Ярополк послал в Новгород своих посадни-
ков и стал владеть один на Руси.
Через три года Владимир возвратился с варягами в Новгород и прогнал
оттуда Ярополковых посадников, приказав им сказать брату: "Владимир идет
на тебя, приготовляйся к войне". Наступательное движение Владимира про-
тив Ярополка было необходимо: Владимир не мог надеяться, чтоб старший
брат спокойно снес изгнание своих наместников из Новгорода; Владимиру
нужно было предупредить его, тем более, что у него теперь были наемные
варяги, а Ярополк не собрался с силами; варягов надобно было употребить
в дело, отпустить их ни с чем было невыгодно и опасно, оставить их у се-
бя в Новгороде было еще невыгоднее и опаснее; отпустивши их, дожидаться,
пока Ярополк, собравши все силы юга, двинется против Новгорода, было
безрассудно. Но прежде начатия борьбы обоим братьям было важно приобрес-
ти себе союзника во владетеле полоцком; в это время в Полоцке сидел ка-
кой-то Рогволод, пришедший из-за моря; каковы были отношения этого Рог-
волода к правнукам Рюрика, из летописи определить довольно трудно. Дочь
этого Рогволода Рогнеда была сговорена за Ярополка. Владимир, чтоб скло-
нить полоцкого державца на свою сторону, чтобы показать, что последний
ничего не потеряет, если киевский князь будет низложен, послал и от себя
свататься также за дочь Рогволодову. Летописец говорит, что Рогволод в
таких затруднительных обстоятельствах отдал дело на решение дочери, и
Рогнеда отвечала, что она не хочет выйти замуж за сына рабы, т. е. Вла-
димира, но хочет за Ярополка. Когда отроки Владимира пересказали ему
Рогнедин ответ, то он собрал большое войско из варягов, новгородцев, чу-
ди и кривичей и пошел на Полоцк. Здесь мы видим опять не набег дружины,
не одних варягов, но поход, в котором участвовали, как в походе Олега,
все северные племена. В то время, когда Рогнеду готовились вести за Яро-
полка, Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода с двумя сыновьями, и же-
нился на Рогнеде. При этом случае в некоторых списках летописи находим
известие, что виновником всех предприятий был Добрыня, дядя Владимиров,
что он посылал сватать Рогнеду за Владимира; он после гордого отказа по-
лоцкой княжны повел племянника и войско против Рогволода, позором отомс-
тил Рогнеде за ее презрительный отзыв о матери Владимира, убил ее отца и
братьев. В самом деле, странно было бы предположить, чтоб Владимир, бу-
дучи очень молод, по прямому указанию предания, мог действовать во всем
самостоятельно при жизни Добрыни, своего воспитателя и благодетеля, по-
тому что, как мы видели, он ему преимущественно был обязан новгородским
княжением. Итак, говоря о действиях Владимира, историк должен предпола-
гать Добрыню. О характере Добрыни мы имеем право заключать по некоторым
указаниям летописи: видно, что это был старик умный, ловкий, реши-
тельный, но жесткий; на его жесткость указывает приведенное свиде-
тельство о поступке с Рогнедою и отцом ее; сохранилось также известие об
его жестоких, насильственных поступках с новгородцами при обращении их в
христианство, следовательно, если замечается жестокость и насильствен-
ность в поступках молодого Владимира, то мы никак не можем приписывать
это одному его характеру, не обращая внимания на влияние Добрыни. Что же
касается до поступка Добрыни с Рогволодом и его дочерью, то он очень по-
нятен: Рогнеда, отказывая Владимиру, как сыну рабы, оскорбила этим
сколько его, столько же и Добрыню, которого сестра была именно эта раба,
через нее он был дядя князю; словами Рогнеды была преимущественно опозо-
рена связь, родство Владимира с Добрынею, и вот последний мстит за этот
позор жестоким позором.
О дальнейшей судьбе Рогнеды народная память сохранила следующее пре-
дание. Когда Владимир утвердился в Киеве, то набрал себе много других
жен, а на Рогнеду не обращал внимания. Рогнеда не могла перенести такого
поведения мужа, тем более что по самому происхождению своему имела право
если не на исключительность, то по крайней мере на первенство. Однажды,
когда Владимир пришел к ней и заснул, она хотела зарезать его ножом, но
он вдруг проснулся и схватил ее за руку; тут она начала ему говорить:
"Уж мне горько стало: отца моего ты убил и землю его полонил для меня, а
теперь не любишь меня и младенца моего". В ответ Владимир велел ей
одеться во все княжеское платье, как была она одета в день свадьбы сво-
ей, сесть на богатой постели и дожидаться его - он хотел прийти и убить
жену. Рогнеда исполнила его волю, но дала обнаженный меч в руки сыну
своему Изяславу и наказала ему: "Смотри, когда войдет отец, то ты высту-
пи и скажи ему: разве ты думаешь, что ты здесь один?" Владимир, увидав
сына и услышав его слова, сказал: "А кто ж тебя знал, что ты здесь?",
бросил меч, велел позвать бояр и рассказал им все как было. Бояре отве-
чали ему: "Уж не убивай ее ради этого ребенка, но восстанови ее отчину и
дай ей с сыном". Владимир построил город и дал им, назвав город Изяслав-
лем.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.