История России с древнейших времен(ч.1)

На Руси Олегу этого не простили, и
сколько любили Мономаха как доброго страдальца за Русскую землю, защи-
щавшего ее от поганых, столько же не любили Олега, опустошавшего ее с
половцами; видели гибельные следствия войн Олеговых, забыли обиду ему
нанесенную, забыли, что он принужден был сам добывать себе отцовское
место, на которое не пускали его двоюродные братья.
Незавидно было житье Мономаха в Переяславле: "Три лета и три зимы,
говорит он, прожил я в Переяславле с дружиною, и много бед натерпелись
мы от рати и от голода". Половцы не переставали нападать на Переяславс-
кую волость, и без того уже разоренную; Мономаху удалось раз побить их и
взять пленников. В 1095 году пришли к нему два половецких хана, Итларь и
Китан, на мир, т. е. торговаться, много ли переяславский князь даст за
этот мир? Итларь с лучшими людьми вошел в город, а Китан стал с войском
между валами, и Владимир отдал ему сына своего Святослава в заложники за
безопасность Итларя, который стоял в доме боярина Ратибора. В это время
пришел к Владимиру из Киева or Святополка боярин Славата за каким-то де-
лом; Славата подучил Ратибора и его родню пойти к Мономаху и убедить его
согласиться на убийство Итларя. Владимир отвечал им: "Как могу я это
сделать, давши им клятву?" Те сказали ему на это: "Князь не будет на те-
бе греха: половцы всегда дают тебе клятву, и все губят Русскую землю,
льют кровь христианскую". Владимир послушался и ночью послал отряд дру-
жины и торков к валам: они выкрали сперва Святослава, а потом перебили
Китана и всю дружину его. Это было в субботу вечером; Итларь ночевал на
дворе Ратиборовом и не знал, что сделалось с Китаном. На другой день, в
воскресенье, рано утром Ратибор приготовил вооруженных отроков и велел
им вытопить избу, а Владимир прислал отрока своего сказать Итларю и дру-
жине его: "Обувшись и позавтракавши в теплой избе у Ратибора, приезжайте
ко мне". Итларь отвечал: "Хорошо!" Половцы вошли в избу и были там за-
перты; а между тем ратиборовцы влезли на крышку, проломали ее, и Ольбег
Ратиборович, натянув лук, ударил Итларя стрелою прямо в сердце; перест-
реляли и всю дружину его. Тогда Святополк и Владимир послали в Чернигов
к Олегу звать его с собою вместе на половцев; Олег обещался идти с ними
и пошел, но не вместе: ясно было, что он не доверял им; быть может, пос-
тупок с Итларем был одною из причин этого недоверия. Святополк и Влади-
мир пошли к половцам на вежи, взяли их, попленили скот, лошадей, верблю-
дов, рабов и привели их в свою землю. Недоверие Олега сильно рассердило
двоюродных братьев; после похода они послали сказать ему: "ты не шел с
нами на поганых, которые сгубили Русскую землю, а вот теперь у тебя сын
Итларев; убей его, либо отдай нам: он враг Русской земле". Олег не пос-
лушался, и встала между ними ненависть. Вероятно, в связи с этими собы-
тиями было движение на севере брата Олегова, Давыда, о котором до сих
пор дошедшие до нас списки летописи ничего не говорили; только в своде
летописей Татищева читаем, что остальные Святославичи при Всеволоде име-
ли волость в Муроме - известие очень вероятное; по смерти же Всеволода,
как видно, Мономах принужден был отречься не от одного Чернигова в
пользу Олега, но должен был уступить также и Смоленск Давыду. В конце
1095 года, когда загорелась снова вражда между Олегом и братьями его,
Святополком и Владимиром, последние отправились к Смоленску, вывели от-
туда Давыда и дали ему Новгород, откуда сын Мономаха, Мстислав, посажен-
ный дедом Всеволодом еще по удалении Святополка, был переведен в Ростов:
вероятно, они не хотели, чтобы волости Святославичей соприкасались друг
с другом, причем братья могли легко действовать соединенными силами; в
Смоленской волости, которая должна была разделять волости Святославичей,
Святополк и Владимир должны были посадить кого-нибудь из своих, и вот
есть известие, что Владимир посадил здесь сына своего Изяслава. Но Да-
выд, может быть, по соглашению с братом, недолго жил в Новгороде и отп-
равился опять в Смоленск, впрочем, как видно, с тем, чтобы оставить и
Новгород за собою же, потому что когда новгородцы в его отсутствие пос-
лали в Ростов за Мстиславом Владимировичем и посадили его у себя, то Да-
выд немедленно выступил опять из Смоленска к Новгороду; но на этот раз
новгородцы послали сказать ему: "Не ходи к нам", и он принужден был
возвратиться с дороги опять в Смоленск. Изгнанный им отсюда Изяслав бро-
сился на волости Святославичей, сперва на Курск, а потом на Муром, где
схватил посадника Олегова и утвердился с согласия граждан. В следующем,
1096, году Святополк и Владимир послали сказать Олегу: "Приезжай в Киев,
урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших
и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую
землю от поганых". Олег велел отвечать: "Не пойду на суд к епископам,
игуменам да смердам". Если прежде он боялся идти в поход вместе с
братьями, то могли он решиться ехать в Киев, где знал, что духовенство,
дружина и граждане дурно расположены к нему? Мог ли он отдать свое дело
на их решение? Притом князь, который привык полагаться во всем на один
свой меч, им доставать себе управу, считал унизительным идти на суд пред
духовенство и простых людей. Как бы то ни было, гордый ответ Олега воз-
будил к нему еще сильнейшее нерасположение в Киеве: летописец сильно
укоряет черниговского князя за смысл буйный. за слова величавые, укоряет
и злых советников Олега. Святополк и Владимир послали после этого
объявить ему войну. "Ты нейдешь с нами на поганых, велели они сказать
ему, нейдешь к нам на совет - значит, мыслишь на нас недоброе и поганым
помогать хочешь; пусть же бог рассудит нас!" Князья выступили против
Олега к Чернигову; Святославич выбежал пред ними и заперся в Стародубе,
вероятно, для того, чтобы быть ближе к братним волостями получить оттуда
скорее помощь. Святополк и Владимир осадили Стародуб и стояли под ним 33
дня; приступы были сильные, но из города крепко отбивались; наконец,
осажденные изнемогли: Олег вышел из города, запросил мира и получил его
от братьев, которые сказали ему: "Ступай к брату своему Давыду, и приез-
жайте оба вместе в Киев, к столу отцов и дедов наших: то старший город
во всей земле, в нем следует собираться нам и улаживаться". Олег обещал-
ся приехать, целовал крест и отправился из Стародуба в Смоленск; но
смольняне не захотели принять его, и он принужден был ехать в Рязань.
Видя, что Святославичи не думают приезжать в Киев на уряжение, Свято-
полк с Владимиром пошли было к Смоленску на Давыда, но помирились с ним;
а между тем Олег с Давыдовыми полками пошел из Рязани к Мурому на Изяс-
лава, сына Мономахова. Изяслав, узнавши, что Олег идет на него, послал
за суздальцами, ростовцами, белозерцами и собрал много войска. Олег пос-
лал сказать ему: "Ступай в волость отца своего, в Ростов, а это волость
моего отца, хочу здесь сесть и урядиться с твоим отцом: он выгнал меня
из отцовского города, а ты неужели и здесь не хочешь дать мне моего же
хлеба?" Изяслав не послушался его, надеясь на множество войска; Олег же,
прибавляет летописец, надеялся на свою правду, потому что был он теперь
прав.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.