История России с древнейших времен(ч.1)

Или: "Ярослав же сей лю-
бяше книги зело". Объяснивши превосходство христианской веры над иудейс-
кою и языческою, Иларион, естественно, переходит к прославлению того
князя, которому суждено было быть апостолом на Руси: таким образом, оба
сочинения - "Слово о законе и благодати" и "Похвала Владимиру" - состав-
ляют одно целое.
Но, кроме письменного памятника, мы должны обратить внимание на
изустно сохранившиеся произведения народной фантазии, которых начало,
первый древнейший склад относится к описываемому времени; таковы наши
древние народные песни и сказки, в которых упоминается о Владимире, о
подвигах его богатырей. Главное содержание этих песен и сказок составля-
ют подвиги богатырей, защищавших Русскую землю от врагов внешних и внут-
ренних: первыми являются степные кочевники, приходящие с востока на
Русскую землю, на стольный город Владимира, вторыми - разбойники. По ха-
рактеру своему эти песни и сказки разделяются на такие, в которых преоб-
ладает древний, языческий элемент, и на такие, в которых уже видны следы
христианского влияния. Характер первого из означенных отделов соот-
ветствует вполне характеру эпохи, как он изображен нами в своем месте.
Герой песни или сказки - богатырь, обладающий страшною материальною си-
лою: вот он является ко двору княжескому, все глядят на молодца, дивуют-
ся, ему наливают чару зелена вина в полтора ведра, он принимает чару
единой рукой, выпивает ее единым духом; бросит он горсть песку по высо-
кому терему - полтерема сшибет; закричит богатырь зычным голосом - с те-
ремов верхи повалятся, с горниц охлопья попадают, в погребах питья вско-
леблются. Вот подвиги любимого народного богатыря Ильи Муромца: Илья
идет в послах от князя Владимира к хану кочевой орды и заводит с ним
ссору; хан велит связать ему руки белые, плюет ему в ясны очи: "И тут
Илье за беду стало,/ За великую досаду показалося,/ Что плюет Калин
(хан) в ясны очи;/ Вскочил в полдрева стоячего,/ Изорвал чембуры на
мoгучиx плечах,/ Не допустят Илью до добра коня,/ И до его-то до палицы
тяжкие,/ До медны литы в три тысячи./ Схватил Илья татарина за ноги,/
Который ездил в Киев-град,/ И зачал татарином помахивати:/ Куда ни мах-
нет, тут и улицы лежат,/ Куда отвернет - с переулками,/ А сам татарину
приговаривает:/ "А и крепок татарин, не ломится,/ А жиловат, собака, не
изорвется..."".
Но не одна чудовищная, материальная сила действует в богатырях; в них
действует также сила чародейская. Мы видели занесенное в летопись преда-
ние о том, что полоцкий князь Всеслав Брячиславич родился от волшебства
(волхованья); песня рассказывает в подробности это предание, как родился
богатырь Волх Всеславьевич от лютого змея. Когда минуло Волху десять го-
дов, стал учиться он премудростям: первой мудрости учился - обертываться
ясным соколом; другой мудрости учился - обертываться серым волком;
третьей мудрости учился он - обертываться гнедым туром-золотые рога. На
двенадцатом году начинает он набирать дружину; живо и согласно с лето-
писью представляет нам песня дружинный быт: стал себе Волх прибирать
дружину, прибирал три года и набрал себе дружины семь тысяч; сам он,
Волх, в пятнадцать лет и вся его дружина по пятнадцати лет... Волх поил,
кормил дружину храбрую, обувал, одевал добрых молодцев. Особенно отлича-
ются мудростью, хитростью, т. е. чародейством, ведовством, женщины, зна-
менитые ведьмы киевские: такова Марина Игнатьевна, которая водится с
Змеем Горынчищем. Осердясь на богатыря Добрыню, Марина привораживает его
к себе: "Брала она следы горячие молодецкие,/ Набирала Марина беремя
дров,/ А беремя дров белодубовых,/ Клала дровца в печку муравленую/ С
теми следы горячими,/ Разжигает дрова палящатым огнем/ И сама она дровам
приговаривает:/ "Сколь жарко дрова разгораются/ Со теми следы молодецки-
ми,/ Разгоралось бы сердце молодецкое"".
Чары действуют на Добрыню: он влюбляется в ведьму, прогоняет от нее
соперника своего, Змея Горынчища, за что Марина обертывает его гнедым
туром. Такова Авдотья Лиховидьевна, которая искала мудрости над мужем
своим, Потоком Михайлою Ивановичем: она взяла с него слово, что если она
умрет прежде него, то ему зарыться с нею в могилу живому; и вот через
полтора года Лиховидьевна умирает, и Поток, верный своему слову, "С ко-
нем и сбруею ратною/ Опустился в тое ж могилу глубокую,/ И заворочали
потолоком дубовыим/ И засыпали песками желтыми,/ А над могилою поставили
деревянный крест,/ Только место оставили веревке одной,/ Которая была
привязана к колоколу соборному./ И стоял он, Поток Михайло Иванович,/ В
могиле с добрым конем/ С полудни до полуночи./ И для страху, добыв ог-
ня,/ Зажигал свечи воску ярого./ И, как пришла пора полуночная,/ Собира-
лися к нему все гады змеиные,/ А потом пришел большой змей,/ Он жжет и
палит пламем огненным,/ А Поток Михайло Иванович/ На того не робок был,/
Вынимал саблю острую,/ Убивает змея лютого/ И ссекает ему голову/ И тою
головою змеиною/ Учал тело Авдотьино мазати./ Втепоры она еретница/ Из
мертвых пробуждалася".
Так отразился материальный, языческий быт юной Руси на произведениях
народной фантазии; теперь посмотрим, как отразилось на них влияние хрис-
тианства. Это влияние заметно отразилось в песне об Алеше Поповиче; про-
тивником Алеши является Тугарин Змеевич, богатырь с чудовищною матери-
альною силою и чародей: отечество Змеевич, способность палить огнем и
склонность к сладострастию указывают на его нечистое происхождение. Але-
ша Попович не отличается чудовищною материальною силою, но ловко владеет
оружием. За столом княжеским Тугарин Змеевич ест и пьет по-богатырски:
по целой ковриге за щеку мечет, глотает целиком по лебедю, по целой чаше
охлестывает, которая чаша в полтретья ведра, и бесстыдно ведет себя с
женщинами; все это не нравится Алеше, он сравнивает Тугарина с прожорли-
вым животным: здесь уже природа человеческая вооружается против живот-
ненной. Приготовляясь к битве с Тугарином, Алеша не спит всю ночь, мо-
лится со слезами, чтобы бог послал ему в помощь тучу грозную с дождем и
градом; Алешины молитвы доходны ко Христу: бог посылает тучу с дождем и
градом, крылья у Тугарина обмокли, и он свалился на землю, принужден бо-
роться обыкновенным способом; Алеша побеждает его, но побеждает не мате-
риальною силою, а хитростию: сошедшись с Тугарином, Алеша говорит ему:
"Ты хочешь драться со мною один на один, а между тем ведешь за собою си-
лу несметную"; Тугарин оглянулся назад; этим мгновением воспользовался
Алеша, подскочил и отрубил ему голову. Любопытно видеть, как под влияни-
ем христианства переделывались предания о любимом народном богатыре -
Илье Муромце: мы встретили уже раз Илью в борьбе с кочевою ордою, когда
он, вместо оружия, человеком бил людей; но вот слышится об нем же другое
предание, составившееся под новым влиянием: тридцать лет сидит Илья сид-
нем, не владеет ни руками, ни ногами и получает богатырскую силу чудом,
как дар божий за христианский подвиг, за желание утолить жажду двух
странников; дальнейшие подвиги его отмечены также смирением, благодуши-
ем.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.