История России с древнейших времен(ч.1)

Кончив перечисление народов по византий-
цу Амартолу - симитов, хамитов и яфетитов, - русский летописец прибавля-
ет от себя перечисление северных народов, которых не нашел у грека; так-
же в Яфетовой части, говорит он, сидят: русь - здесь под этим именем ле-
тописец разумеет все славянские племена, находящиеся под властью русских
князей, потом перечисляет чужие народы племени финского и латышского,
которые в его время давали дань руси: чудь, меря, мурома, весь, мордва,
заволоцкая чудь, пермь, печора, ямь, угра, литва, зимегола, корсь, сет-
гола, ливь. Дошедши в этом перечислении до берегов Балтийского моря, ле-
тописец переходит к независимым от Руси разноплеменным народам, обитав-
шим на берегах его, - ляхи, пруссы, чудь живут на берегах моря Варяжско-
го, говорит он. Здесь он идет верно от запада к востоку или северо-вос-
току, разумея под прибрежными ляхами поморян, от них к востоку помещая
пруссов, потом чудь, т. е. финские племена, живущие в нынешних остзейс-
ких провинциях, - Ингерманландии и Финляндии. Идя далее к северо-восто-
ку, летописец, по своим понятиям, переходит на противоположный, север-
ный, скандинавский берег Балтийского моря, и говорит, что по Варяжскому
же морю сидят варяги - вот сюда к востоку, до предела Симова; по тому же
морю сидят и к западу, до земли Английской и Волошской. Не останавлива-
ясь здесь, летописец хочет перечислить все европейские народы, принадле-
жащие к племени Иафетову, и начинает так свое перечисление: варяги, свеи
(шведы), урмане (норвежцы), готе (русь по некоторым спискам), агняне
(англичане), галичане (быть может, жители Валлиса, Pays des Gals), волх-
ва (вероятно, общее название романских народов), римляне, немцы, корлязи
(быть может, французы, западные Каролинги, как думает Круг), веньдицы
(венециане), фрягове (кажется, в тесном смысле, генуезцы). Следова-
тельно, кого же летописец разумеет под именем варягов? Ясно, что это имя
у него есть общее: варяги живут по Балтийскому морю к востоку, до преде-
ла Симова, и к западу, по тому же морю живут до земли Английской - вот
границы варягов! Мы знаем и летописец знает, что в этих пределах живут
шведы, норвежцы, готы, летописец их именно и называет до англичан. Итак,
варяги летописца суть скандинавы; если скажут, что летописец разумел
также южный берег Балтийского моря, где жили и славяне, то он уже назвал
их прежде - "Ляхове, Пруси и Чудь приседять морю Варяжскому" и потом со-
вершенно молчит об них при исчислении народов варяжских. Второе место
летописи: послы от соединенных племен славянских и финских пошли за море
к варягам-руси; эти варяги, прибавляет летописец, зовутся русь, точно
так как другие варяги зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, го-
тами.
На приведенных местах летописи основывается мнение о скандинавском
происхождении варягов-руси и основывается крепко; вот почему это мнение
древнейшее, древнейшее в науке, древнейшее в народе. Свидетельство русс-
кого летописца подтверждается свидетельствами иностранными: известием,
находящимся в Бертинских летописях, что народ рос принадлежит к племени
свеонов известием Лиутпранда, епископа кремонского о тождестве руссов с
норманнами; известием арабских писателей о нетождестве варягов, руси и
славян. Подле этого мнения, основанного на очевидности, некоторые хотели
и хотят дать место предположению, что князья варяго-русские и дружина их
были происхождения славянского и указывают преимущественно на Поморье
(Померанию) как на место, откуда мог быть вызван Рюрик с братьями; но
для чего нужно подобное предположение в науке? Существуют ли в нашей
древней истории такие явления, которых никак нельзя объяснить без него?
Таких явлений мы не видим. Скажут: славяне должны были обратиться к сво-
им же славянам, не могли призывать чужих, но имеет ли право историк нас-
тоящие понятия о национальности приписывать предкам нашим IX века? Мы
видим, что племена германское и славянское, чем ближе к языческой древ-
ности, тем сходнее между собою в понятиях религиозных, нравах, обычаях;
история не провела еще между ними резких разграничивающих линий, их на-
циональности еще не выработались, а потому не могло быть и сильных наци-
ональных отвращений. Последующая наша история объясняет как нельзя лучше
призвание варяжских князей: после новгородцы и псковитяне охотно прини-
мают к себе на столы князей литовских, да и вообще в наших предках мы не
замечаем вовсе национальной нетерпимости: немец, лях, татарин, бурят
становились полноправными членами русского общества, если только прини-
мали христианство по учению православной церкви - это была единственная
основа национального различия, за которую наши предки держались крепко,
но в половине IX века ее не существовало: поклонник Тора так легко ста-
новился поклонником Перуна, потому что различие было только в названиях.
С другой стороны, с варягами скандинавскими у наших северных славян была
связь издавна; издавна были они знакомы друг с другом. Наконец, если бы
новгородцы и кривичи по нашим настоящим понятиям непременно хотели иметь
своим князем славянина, то не надобно забывать, что в союзе с ними были
племена финские, у которых не могло быть этого желания.
Нам остается сказать несколько слов еще о значении названий - варяги
и русь. Сличив различные толкования ученых, можно вывести верное заклю-
чение, что под именем варягов разумелись дружины, составленные из людей,
волею или неволею покинувших свое отечество и принужденных искать счас-
тия на морях или в странах чуждых; это название, как видно, образовалось
на западе, у племен германских, на востоке, у племен славянских, финс-
ких, греков и арабов таким же общим названием для подобных дружин было
русь (рос), означая, как видно, людей-мореплавателей, приходящих на ко-
раблях, морем, входящих по рекам внутрь стран, живущих по берегам морс-
ким. Прибавим сюда, что название русь было гораздо более распространено
на юге, чем на севере, и что, по всем вероятностям, русь на берегах Чер-
ного моря была известна прежде половины IX века, прежде прибытия Рюрика
с братьями.
Таковы, по нашему мнению, вероятнейшие выводы, какие можно добыть из
многочисленных толков о варягах и руси.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Призвание варягов-руси северными племенами славянскими и финскими. -
Следствия этого явления. - Обзор состояния европейских народов, преиму-
щественно славянских, в половине IX века.
Мы видели, что в половине IX века область нынешней России вследствие
природного влияния разделялась главным образом на две части: племена,
жившие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племени,
стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-западе,
должны были подчиниться знаменитым морским королям, предводителям евро-
пейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии: "Брали дань Варяги из-за
моря на Чуди, Славянах Новгородских, Мери, Веси и на Кривичах, а Козары
брали на Полянах, Северянах, Радимичах и Вятичах, брали по горностаю и
белке от дыма". Летописец говорит о варягах, что они просто брали дань,
а о козарах, что они брали по горностаю и белке - знак, что о делах на
юге летописец имел подробнейшие сведения, чем о событиях на севере.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.