История России с древнейших времен(ч.1)

Тысяцкий, по соображении всех известий об этом сане, был вое-
водою земских, гражданских полков, выбиравшийся князем из дружины. Если
Ян, сын Вышаты, был тысяцким в Киеве, в 1089 году, то нет сомнения, что
отец его Вышата занимал ту же должность прежде, при Ярославе; подтверж-
дение этому находим в летописи: в 1037 году послал Ярослав сына своего
Владимира на греков и дал ему много войска, а воеводство поручил Вышате,
отцу Янову; когда поднялась буря и прочие воины, т. е. земские полки,
были выброшены на берег, то никто из дружины княжеской не хотел идти с
ними; один Вышата вызвался: "Я пойду с ними, - сказал он: останусь жив -
с ними вместе, погибну - вместе с своими (с дружиною)". Поступок Вышаты
объяснится, если обратим внимание на то, что этот воевода был тысяцкий,
что ему было поручено от князя воеводство над земскими полками, и он, по
совести, не мог оставить их без предводителя. Из этого же известия ви-
дим, что земское ополчение нуждалось в предводителе из членов дружины.
При святом Владимире мы видим, что во время тяжкой оборонительной
войны против печенегов князь отправился раз на север, чтобы набрать пол-
ки из тамошнего народонаселения, ходил по верховные вои, как говорится в
летописи. Кроме дружины и земских полков, составленных из городского и
сельского народонаселения, были еще наемные войска, составлявшиеся из
варягов, печенегов и торков; варяги обыкновенно составляли пехоту, пече-
неги и торки - конницу; в борьбах северных князей с южными варяги нани-
мались первыми, печенеги - вторыми, следовательно, первым помогала Евро-
па, вторым - Азия. Дружина Мстислава тмутараканского состояла из козар и
касогов. Надобно заметить, что печенеги ни разу не дали победы князьям,
нанимавшим их. Новгородцы и варяги дали торжество Владимиру над Яропол-
ком, Ярославу - над Святополком; южно-русское, киевское, народонаселение
не дало победы Святополку при Любече; но северское народонаселение дало
торжество Мстиславу над варягами Ярослава, выдержавши натиск последних;
при этом не забудем, что в пограничных северских городках со времен Вла-
димира жили северные переселенцы. Дружина не могла быть многочисленна;
дружина Игоря, если была даже многочисленна, то пострадала много от гре-
ческого похода, а потом, без сомнения большая часть ее ушла с Святосла-
вом; этот князь должен был кончить войну с греками по недостатку дружи-
ны, которой очень немного должно было возвратиться с Свенельдом в Киев;
что у Ярополка было мало дружины доказывает также торжество Владимира.
Ярослав перебил свою новгородскую дружину за варягов; киевская дружина
должна была следовать за Святополком; нельзя предполагать, чтобы много
ее осталось после поражений последнего; при Ярославе, следовательно,
имел место новый набор дружины. Дружина жила при князе, другого постоян-
ного войска не было, а между тем предстояла беспрестанная нужда в защите
границ, угрожаемых врагами; для этого также нанимались варяги. Так, нов-
городцы со времен Олега держат "мира деля" отряд варягов, которым дают
определенную сумму денег; после, как видно, этот отряд уже перестал на-
бираться из варягов или по крайней мере исключительно из них и слывет
под именем "гридей"; по скандинавским сагам известно, что изгнанник Олаф
был у киевского князя начальником войска, посылаемого для защиты границ;
такое значение имел, вероятно, ярл Рагнвальд на севере при Ярославе.
Войска в битвах располагались обыкновенно тремя отделениями; большой
полк, или чело, и два крыла; в челе ставили варягов-наемников; если не
было наемников, то земские полки, а дружину - по крылам, сохраняя ее для
решительного нападения. Когда река разделяла враждебные войска и ни одно
из них не хотело первое переправиться, то употреблялись поддразнивания:
так, Святополков воевода поддразнивал новгородцев, воевода Ярославов -
польского Болеслава. Перед выступлением в поход трубили. Войска сходи-
лись (сступались) и расходились по несколько раз в битвах, в ожесточен-
ных схватках брали друг друга за руки и секлись мечами. Было в обычае
решать войны единоборством; боролись в собственном смысле слова, без
оружия, схватывали друг друга руками и старались задушить противника или
повалить, ударить им о землю. Естественно, что в пустынной, малонаселен-
ной стране, наполненной непроходимыми лесами, болотами, озерами, реками,
самый удобный путь для войск был водный; водою ходили на ближайшие пле-
мена славянские, на греков, на болгар, на мазовшан. Если говорится, что
Святослав ходил в поход без возов, то разумеется, что в сухопутных похо-
дах обыкновенно возили возы с припасами и шатрами, потому что один Свя-
тослав с своими богатырями спал на открытом воздухе, подостлавши под се-
бя конский потник и положивши седло под голову. Когда в поход шли на
лодьях по рекам, то лошадей не брали, а конница, обыкновенно наемная,
шла берегом; в сухопутных походах употреблялись лошади. Святослав спал
на конском потнике, клал седло в головы, следовательно, он ходил в поход
на лошади, равно как и вся дружина его; иначе трудно объяснить ту быст-
роту, с какою он, по летописцу, ходил на врагов. Во время сражения Яро-
полка с Олегом дрались на лошадях. В 1042 году Владимир Ярославич ходил
на ямь на лошадях же. Но при этом очень вероятно, что русские, привыкши
ходить в лодьях и биться пеши, не были отличными всадниками, как свиде-
тельствуют византийцы. О трудностях сухопутных походов можно судить по
тому, что нужно было гораздо заранее исправлять дороги и мостить мосты.
Города брали с большим трудом, обыкновенно принуждали к сдаче голодом
или хитростию: Ольга целый год стояла под Коростеном и взяла его только
хитростию; Владимир осадил Ярополка в Родне, но не брал города, а пола-
гался на голод и предательство Блуда. Владимир не мог взять Корсуня,
грозился стоять три года и принудил жителей к сдаче, отнявши у них воду.
Только раз Святославу удалось взять копьем (приступом) Переяславец Ду-
найский. Оружие состояло из мечей, копий, стрел, ножей, сабель, броней,
щитов. Об камнестрельных машинах упоминает Иоакимова летопись в рассказе
о сражении новгородцев с Добрынею при Владимире; но византийцы также
упоминают о них. Употреблялись при войске знамена, или стяги.
Обратимся к остальному народонаселению, городскому и сельскому. Мы
видели, что прежние города славянских племен были не иное что, как ого-
роженные села, жители которых занимались земледелием. Это занятие всего
более способствует сохранению родового быта: по смерти общего родона-
чальника сыновьям его и внукам выгодно поддерживать родовую связь, чтоб
соединенными силами обрабатывать землю. Как же скоро среди народонаселе-
ния являются другие промыслы, мена, торговля, как скоро для членов рода
является возможность избирать то или другое занятие по своим склоннос-
тям, является возможность посредством собственной, самостоятельной дея-
тельности приобресть больше других членов рода, то с тем вместе необхо-
димо должно являться стремление выделиться из рода для самостоятельной
деятельности; следовательно, если в конце описываемого периода мы видим
различные занятия, торговлю в городах, то необходимо должны предположить
ослабление родового быта.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.