История России с древнейших времен(ч.1)

Это замечание летописца очень любопытно: Олег лишился Чернигова и
Мурома вследствие войны, которую начали против него двоюродные братья,
следовательно, по понятиям современников, самая война была несправедли-
ва: в противном случае летописец не оправил бы Олега, потому что тогда
отнятие волости было бы только достойным наказанием за его неправду. Пе-
ред стенами Мурома произошла битва между Олегом и Изяславом; в лютой се-
чи Изяслав был убит, войско его разбежалось - кто в лес, кто в город.
Олег вошел в Муром, был принят гражданами, перехватал ростовцев, бело-
зерцев, суздальцев, поковал их и устремился на Суздаль; суздальцы сда-
лись; Олег усмирил город: одних жителей взял в плен, других рассеял по
разным местам, имение у них отнял. Из Суздаля пошел к Ростову, и ростов-
цы сдались; таким образом он захватил всю землю Муромскую и Ростовскую,
посажал посадников по городам и начал брать дани. В это время пришел к
нему посол от Мстислава Владимировича из Новгорода: "Ступай из Суздаля в
Муром, велел сказать ему Мстислав, в чужой волости не сиди; а я с дружи-
ною пошлем к отцу моему и помирю тебя с ним; хотя ты и брата моего убил
- что же делать! В битвах и цари и бояре погибают". Олег не захотел ми-
риться, он думал взять и Новгород и послал брата своего Ярослава в сто-
рожах на реку Медведицу, а сам стал на поле у Ростова. Мстислав, посове-
товавшись с новгородцами, послал от себя в сторожах Добрыню Рагуйловича,
который прежде всего перехватил Олеговых данников (сборщиков дани). Ког-
да Ярослав узнал, что данники перехвачены, то в ту же ночь бросился бе-
жать к Олегу с известием, что Мстислав идет. Олег отступил к Ростову,
Мстислав за ним; Олег двинулся к Суздали), Мстислав пошел за ним и туда;
Олег зажег Суздаль и побежал к Мурому; Мстислав пришел в Суздаль и, ос-
тановившись здесь, послал опять с миром к Олегу, велел сказать ему: "Я
моложе тебя; пересылайся с отцом моим, да выпусти дружину, а я во всем
тебя послушаю". Причина такой скромности со стороны Мстислава заключа-
лась в том, что он был крестный сын Олегу. Последний видел, что ему
трудно одолеть Мстислава силою, и потому решился действовать хитростью:
послал к Мстиславу с мирным ответом, и когда тот, понадеявшись на мир,
распустил дружину по селам, Олег неожиданно явился на Клязьме; Мстислав
обедал в то время, когда ему дали знать о приближении Олега, который ду-
мал, что племянник, застигнутый врасплох, побежит; однако Мстислав не
побежал: к нему в два дня собралась дружина - новгородцы, ростовцы и бе-
лозерцы; он выстроил ее перед городом, и когда явился Олег, то ни тот,
ни другой не хотели начать нападение и стояли друг перед другом четыре
дня; а между тем Мономах прислал на помощь к Мстиславу другого сына сво-
его, Вячеслава, с половцами. На пятый день Олег выстроил дружину и дви-
нулся к городу; Мстислав пошел к нему навстречу и, отдав стяг (знамя)
Мономахов половчину Куную, отдал ему также пеший полк и поставил его на
правом крыле. Сошлись биться: полк Олегов против полка Мстиславова, полк
Ярославов против полка Вячеславова. Мстислав с новгородцами перешел по-
жар, схватился с врагами на реке Колакче и начал одолевать, а между тем
Кунуй с пешими зашел в тыл Олегу и поднял стяг Владимиров: ужас напал
тогда на Олега и на все его войско, которое бросилось бежать. Олег при-
бежал в Муром, затворил здесь брата Ярослава, а сам пошел в Рязань.
Мстислав по его следам пришел к Мурому, заключил мир с жителями, взял
своих людей, ростовцев и суздальцев, захваченных прежде Олегом, и пошел
на последнего к Рязани; Олег выбежал и отсюда, а Мстислав договорился и
с рязанцами, которые выдали ему также пленников. Из Рязани послал он в
третий раз к Олегу с мирными предложениями: "Не бегай, но шли к братьи с
просьбою о мире: не лишат тебя Русской земли; а я пошлю к отцу своему
просить за тебя". Олег обещал послушаться его; Мстислав возвратился к
Суздалю, оттуда в Новгород и точно послал к Мономаху просить за своего
крестного отца.
Мономах, получив письмо от сына, написал к Олегу: "Пишу к тебе, пото-
му что принудил меня к тому сын твой крестный: прислал ко мне мужа свое-
го и грамоту, пишет: уладимся и помиримся, а братцу моему суд пришел; не
будем за него местники, но положимся во всем на бога: они станут на суд
перед богом, а мы Русской земли не погубим. Увидав такое смирение сына
своего, я умилился и устрашился бога, подумал: сын мой в юности своей и
в безумии так смиряется, на бога все возлагает, а я что делаю? Грешный я
человек, грешнее всех людей! Послушался я сына своего, написал к тебе
грамоту: примешь ли ее добром или с поруганьем - увижу по твоей грамоте.
Я первый написал к тебе, ожидая от тебя смиренья и покаянья. Господь наш
не человек, а бог всей вселенной, что хочет - все творит в мгновенье
ока; а претерпел же хуленье, и плеванье, и ударенье, и на смерть отдал-
ся, владея животом и смертью; а мы что люди грешные? Ныне живы, а завтра
мертвы; ныне в славе и в чести, а завтра в гробе и без памяти: другие
разделят по себе собранное нами. Посмотри, брат, на отцов наших: много
ли взяли с собою, кроме того, что сделали для своей души? Тебе бы следо-
вало, брат, прежде всего прислать ко мне с такими словами. Когда убили
дитя мое и твое пред тобою, когда ты увидал кровь его и тело увянувшее,
как цветок, только что распустившийся, как агнца заколенного, подумать
бы тебе, стоя над ним: "увы, что я сделал! Для неправды света сего сует-
ного взял грех на душу, отцу и матери причинил слезы! Сказать бы тебе
было тогда по-давыдовски: аз знаю грех мой, предо мною есть выну! Богу
бы тебе тогда покаяться, а ко мне написать грамоту утешную да сноху
прислать, потому что она ни в чем не виновата, ни в добре, ни в зле: об-
нял бы я ее и оплакал мужа ее и свадьбу их вместо песен брачных; не ви-
дал я их первой радости, ни венчанья, за грех мой; ради бога пусти ее ко
мне скорее: пусть сидит у меня, как горлица, на сухом дереве жалуючись,
а меня бог утешит. Таким уж, видно, путем пошли дети отцов наших: суд
ему от бога пришел. Если бы ты тогда сделал по своей воле, Муром взял
бы, а Ростова не занимал и послал ко мне, то мы уладились бы; но рассуди
сам: мне ли было первому к тебе посылать или тебе ко мне; а что ты гово-
рил сыну моему: "Шли к отцу", так я десять раз посылал. Удивительно ли,
что муж умер на рати, умирали так и прежде наши прадеды; не искать было
ему чужого и меня в стыд и в печаль не вводить это научили его отроки
для своей корысти, а ему на гибель. Захочешь покаяться пред богом и со
мною помириться, то напиши грамоту с правдою и пришли с нею посла или
попа: так и волость возьмешь добром, и наше сердце обратишь к себе, и
лучше будем жить, чем прежде; я тебе ни враг, ни местник. Не хотел я ви-
деть твоей крови у Стародуба; но не дай мне бог видеть крови и от твоей
руки, и ни от которого брата по своему попущению; если я лгу, то бог ме-
ня ведает и крест честной. Если тот мой грех, что ходил на тебя к Черни-
гову за дружбу твою с погаными, то каюсь. Теперь подле тебя сидит сын
твой крестный с малым братом своим, едят хлеб дедовский, а ты сидишь в
своей волости: так рядись, если хочешь, а если хочешь их убить, они в
твоей воле; а я не хочу лиха, добра хочу братьи и Русской земле.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.