История России с древнейших времен(ч.1)

В другой, не новгородской
летописи читаем: "Князь Мстислав, собрав ростовцев - боляр, гридьбу".
Следовательно, то, что в Новгороде были огнищане, в других местах были
бояре, т. е. старшие члены дружины, которых место прежде гридей; при
этом должно заметить, что название огнищанин было обширнее, чем боярин:
огнищанин некоторых списков Правды совмещает мужа княжа и тиуна княжа
других списков, а потому и в Новгороде существовало также название боя-
рин. Объяснение того, почему огнищанин соединял и боярина и тиуна княжа,
равно как объяснение корня слову огнищанин найдем также в Русской Прав-
де, здесь читаем: "За убийство тиуна огнищного и конюшего платить 80
гривен". Если тиун конюший означает смотрителя за конюшнею княжескою, то
тиун огнищный должен означать смотрителя за огнищем или домом княжеским;
огнищанин же должен означать человека, который живет при огнище княжес-
ком, домочадца княжеского, человека, близкого к князю, его думца, бояри-
на, в переводе на наши понятия, придворного человека. Объяснением слова
огнищанин служит также позднейшее - дворянин, означающее человека, при-
надлежащего ко двору, дому княжескому, а не имеющего свой двор или дом,
следовательно, и под огнищанином нет нужды разуметь человека, имеющего
свое огнище. Эти-то домочадцы или огнищане княжеские имели то преиму-
щество пред остальным народонаселением, что за их голову убийца платил
двойную пеню, или виру, именно 80 гривен вместо 40. Под огнищанином ра-
зумелся только муж княж высшего разряда, боярин, думец княжеский, но не
гридь, не простой член дружины, который собственно не принадлежал к ог-
нищу или двору княжескому. К огнищанам, как видно из Правды, принадлежал
тиун княж, но не вообще, а только огнищный и конюший. Тиун в готском пе-
реводе Библии Улфилы является в форме dius и в значении ***oicethz*** -
домочадец, слуга, раб. Звание тиуна, как оно является в наших древних
памятниках, можно означить словом "приставник", с неопределенным значе-
нием: приставник смотреть за домом, за конюшнею, за судом, за сбором до-
ходов княжих, за селом княжим; тиуны могли быть у князя и у боярина; они
могли быть и свободные, если примут на себя эту должность с рядом, но
это было уже исключение. Сельский тиун княжий или ратайный, если был хо-
лоп, то за него положена была вира в 12 гривен, если же был свободный
человек, но рядович, т. е. такой тиун, который, вступая в должность, не
вошел в холопство, но порядился, вошел с рядом, то за такого вира была
только в 5 гривен, потому что для князя было гораздо важнее потерять
своего холопа, чем вольного рядовича; те же самые виры брались за тиунов
холопей и рядовичей боярских. Вообще князь увеличивал виру за своего
служителя, смотря по важности последнего. Что касается до отроков князя,
то они составляли его домашнюю прислугу; они, по летописям, служат за
столом князю и гостям его; убирают вещи по княжому приказу; князь посы-
лает их с поручениями и т. п.
Кроме дружины войско составлялось также из жителей городов и сел, на-
биравшихся по случаю похода: эти полки явственно отличаются от дружины
под именем воинов (воев) в тесном смысле; так, читаем в рассказе о убие-
нии святого Бориса: "Сказала ему отцовская дружина: "вот у тебя дружина
отцовская и воины (вои)". Другое место, из которого также виден
двойственный состав княжеского войска, встречаем в рассказе о походе
Владимира Ярославича на греков: "Прочие воины Владимира были выкинуты на
берег, числом 6000, и хотели возвратиться в Русь, но не пошел с ними
никто из дружины княжеской". Но мы не должны ожидать от летописца посто-
янно резкого различия в названиях - дружина и вои: если он говорит, что
князь взял с собою много воев из разных племен, то он не прибавит, что
он взял с собою дружину и воев: подразумевается, что дружина должна идти
с князем, и в таких случаях везде дружина включается в число воев; с
другой стороны, от дружины не было производного дружинник, дружинники, и
потому вместо этого производного употреблялось также вои; вои значило
вообще все военные, вооруженные люди. Наоборот, дружина означала в об-
ширном смысле совокупность всех военных, вооруженных людей, войско, и в
тесном смысле - приближенных к князю людей, которых военное дело было
постоянным занятием. Это двоякое значение дружины всего виднее в расска-
зе о войне Мстислава тмутараканского с Ярославом: "Мстислав с вечера ис-
полчил дружину и поставил северян в чело против варягов, а сам стал с
дружиною своею по крылам... Мстислав, на другое утро увидя лежащие трупы
северян и варягов, сказал: "Как не радоваться? Вот лежит северянин, вот
варяг, а дружина моя цела". Кроме собирательного дружина в смысле войс-
ка, армии, употреблялось еще слово "полк". Слово "дружина" имела еще не
военное значение, в котором может переводиться словом: свои, наши, нап-
ример древляне спросили Ольгу: "Где же наша дружина?", т. е. послы, ко-
торых они прежде отправили в Киев. Было сказано, что вои, т. е. недружи-
на, набирались из народонаселения городского и сельского: так набирали
войско из племен Олег, Игорь, Владимир; так Ярослав вывел против Свято-
полка горожан новгородских и сельских жителей с их старостами. Видно и в
этот период, как в последующий, князь объявлял о походе в городе народу,
собравшемуся на вече; здесь решали выступить, и сельское народонаселение
выступало по решению городового веча. Как видно, отец выходил в поход со
старшими сыновьями, сколько бы их ни было, а младший (также взрослый
уже) оставался дома для охранения семейства. По окончании похода войско,
набранное из городского и сельского народонаселения, распускалось оно
пользовалось добычею: князья выговаривали у побежденных дань в его
пользу. Олег требует с греков по 12 гривен на ключ, т. е. на каждую лод-
ку, без различия между дружиною и воями, набранными из разных племен.
Дружина, разумеется, имела ту выгоду, что участвовала в ежегодных данях
с греков и с своих племен, вообще во всех доходах княжеских. Ярослав,
победив Святополка, наградил щедро помогших ему новгородцев, сельчан,
однако, меньше, чем горожан: горожанин был сравнен с сельским старостою.
Но ясно, что когда народонаселение призывалось не к далекой наступа-
тельной войне, а к защите своей земли от нападения врагов, например пе-
ченегов, то не могло быть речи о награждении; воины могли довольство-
ваться только добычею, если, прогнав врага, отбили обоз, брали пленни-
ков; дань с побежденных бралась и на долю убитых ратников и шла к их
родственникам. Сельчане приходили в поход с своими старостами; горожане
относительно военной службы разделялись, как видно, на десятки, сотни:
таково было обыкновенно военное деление у народов. В летописи упоминают-
ся десятские, сотские; без всякого сомнения, был высший начальник над
этими отделами, долженствовавший носить соответственное название "тысяц-
кого"; этого названия мы не встречаем в дошедших до нас списках летопи-
сей в описываемое время, встречаем одно неопределенное название "воево-
ды"; но в следующем периоде мы встретим, что тысяцкий называется также
воеводою, вследствие чего под воеводою первого периода можно разуметь
тысяцкого.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.