История России с древнейших времен(ч.1)

привык с ними думать
думу, тогда как другие князья привели бы с собою других любимцев, что и
сделал Святополк, если обратим внимание на намек летописца о поведении
последнего: "Люте бо граду тому, в нем же князь ун, любяй вино пити с
гусльми и с младыми советниками". Вот почему отцовская дружина уговари-
вала Бориса идти на стол киевский; но молодой князь отвечал, что не под-
нимет руки на старшего брата, который будет ему вместо отца: тогда войс-
ко разошлось, оставя Бориса с малым числом приближенных служителей. Свя-
тополк очень хорошо понимал опасность, могущую грозить ему со стороны
Бориса, и потому на первых порах хотел и с ним поступить так же, как с
гражданами, послал сказать ему, что хочет иметь с ним любовь и придаст
еще к волости, которую тот получил от отца; узнав же, что войско разош-
лось от Бориса, он решился на убийство последнего. Мы не станем объяс-
нять этого поступка Святополкова желанием отомстить за смерть отца свое-
го Ярополка, во-первых уже потому, что это объяснение кажется нам натя-
нутым само по себе; во-вторых, основывается на странном толковании слов
летописца, который, желая объяснить себе зверский поступок Святополка,
предполагает, что он был от двоих отцов, тогда как, кроме этого предпо-
ложения, нет в рассказе ни малейшего намека на то, чтоб Святополк не был
сыном Владимира; вводить какое-то усыновление для предотвращения мести
странно, когда мы знаем, что дядя без всякого усыновления считался отцом
племяннику; потом еще новое предположение, что это усыновление охраняло
Владимира от мести, но не охраняло от нее сыновей и проч. Давняя нена-
висть Святополка к Борису как сопернику, которому отец хотел оставить
старший стол мимо его; явное расположение дружины и войска к Борису, ко-
торый мог воспользоваться им при первом случае, хотя теперь и отказался
от старшинства; наконец, что, быть может, важнее всего, пример соседних
государей, с одним из которых Святополк находился в тесной связи, объяс-
няют как нельзя легче поведение Святополка: вспомним, что незадолго пе-
ред тем в соседних славянских странах - Богемии и Польше, обнаружилось
стремление старших князей отделываться от родичей насильственными
средствами. Первым делом Болеслава Храброго польского по восшествии на
престол было изгнание младших братьев, ослепление других родичей; первым
делом Болеслава Рыжего в Богемии было оскопление одного брата, покушение
на жизнь другого, а Святополк был зять Болеслава польского; почему ж то,
что объясняется само собою в польской и чешской истории, в русской тре-
бует для своего объяснения какого-то кодекса родовых прав?
Летописец так рассказывает об убиении Бориса. Святополк ночью пришел
в Вышгород, тайно призвал какого-то Путшу и вышегородских боярцев -
Тальца, Еловита и Лешька, и спросил их: "Привержены ли они к нему всем
сердцем?" Путша с вышегородцами отвечали: "Можем головы свои сложить за
тебя". Тогда он сказал им: "Не говоря никому ни слова, ступайте и убейте
брата моего Бориса". Те обещались исполнить его желание как можно ско-
рее. Здесь останавливает нас одно обстоятельство, почему Святополк обра-
тился к вышгородским боярцам с предложением убить Бориса? Нам кажется
очень вероятным, что по освобождении из темницы Владимир уже не отдал
Святополку волости Туровской, как ближайшей к границам польским, а поса-
дил его где-нибудь подле Киева, чтоб удобнее наблюдать за его поведени-
ем, и что новая волость была именно Вышгород, куда теперь Святополк и
обратился к старым своим слугам, которые были готовы сложить за него
свои головы.
Путша с товарищами пришли ночью на Альту и, подошедши к шатру Борисо-
ву, услыхали, что князь поет заутреню; несмотря на осторожность, Свято-
полк не мог утаить своих замыслов, и Борис знал, что сбираются погубить
его. Убийцы дождались, пока князь, помолившись, лег в постель, и тогда
бросились на шатер, начали тыкать в него копьями, пронзили Бориса и
вместе слугу его, который хотел защитить господина собственным телом;
этот отрок был родом венгр, именем Георгий. Борис его очень любил и дал
ему большую золотую гривну, в которой тот и служил ему; убили тут же и
других многих отроков Борисовых, а у этого Георгия отсекли голову, пото-
му что не могли скоро снять гривны с шеи; Бориса, еще дышавшего, убийцы
завернули в шатерное полотно, положили на воз и повезли. Но Святополк,
узнав, что Борис еще дышет, послал двух варягов прикончить его, что те и
сделали, пронзив его мечом в сердце; тело его принесли тайно в Вышгород
и положили в церкви св. Василия. За этим убийством следовало другое - у
Бориса оставался единоутробный брат Глеб, сидевший в Муроме. "Бориса я
убил, как бы убить Глеба?" - говорит Святополк в рассказе летописца; но
Глеб был далеко, и потому Святополк послал сказать ему: "Приезжай поско-
рее сюда: отец тебя зовет, он очень болен". Глеб немедленно сел на коня
и пошел с малою дружиною. Когда он пришел на Волгу, к устью Тмы, то конь
его споткнулся на поле во рве и намял ему немного ногу, после чего князь
пришел к Смоленску, а отсюда поплыл в барке и остановился в виду города
на Смядыне. В это время настиг его посланный от брата Ярослава из Новго-
рода: "Не ходи, велел сказать ему Ярослав: отец умер, а брата твоего
Святополк убил". Глеб сильно тужил по отце, но еще больше по брате. Меж-
ду тем явились и убийцы, посланные от Святополка; они овладели Глебовою
баркою и обнажили оружие. Глебовы отроки потеряли дух; тогда главный из
убийц, Горясер, велел немедленно зарезать Глеба, что и было исполнено
поваром последнего; этого повара звали Торчин: имя указывает на проис-
хождение. Сперва тело Глеба бросили на берег между двумя колодами, потом
свезли в Вышгород и положили вместе с братом, уже в княжение Ярослава.
Страдальческая кончина и прославление двух братьев-друзей не остались
без сильного влияния в последующей истории. Русская земля и преимущест-
венно род княжеский приобрели святых покровителей "молитвенников за но-
вые люди христианские и сродники свои, земля благословилась их кровию!"
Но кто же эти новые светильники? Это два князя, погибшие от родного бра-
та, который хотел единовластия! Можно думать, что святость Бориса и Гле-
ба и проклятие, тяготевшее над Святополком, не раз удерживали впос-
ледствии братоубийственные руки; мы увидим, как после стесненный князь
останавливал притеснителя напоминанием, что он хочет быть вторым Свято-
полком. Святые Борис и Глеб и проклятый убийца их Святополк были бесп-
рестанно в памяти князей, и, разумеется, духовенство не пропускало слу-
чая напоминать им о них. С другой стороны, Борис пал жертвою уважения к
родовым понятиям, погиб оттого, что не хотел поднять руки на старшего
брата и своею смертию освятил эти родовые понятия; пример его должен был
сдерживать попытки младших пользоваться обстоятельствами и вооружаться
против старших для отнятия у них этого старшинства.
Ближайший к Киеву князь, Святослав, сидевший в земле Древлянской, уз-
нав о гибели Бориса и Глеба, не стал спокойно дожидаться такой же участи
и бежал в Венгрию; но Святополк послал за ним в погоню, и Святослав был
убит в Карпатских горах.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.