История России с древнейших времен(ч.1)

Владимир обрадовался, заложил город
на броде, где стоял, и назвал его Переяславлем, потому что борец русский
перенял славу у печенежского; князь сделал богатыря вместе с отцом знат-
ными мужами.
В 995 году пришли печенеги к Василеву; Владимир вышел против них с
малою дружиною, не выдержал натиска, побежал и стал под мостом, где едва
спасся от врагов. В 997 году Владимир пошел к Новгороду за войском, по-
тому что война, говорит летописец, была сильная и беспрестанная, а пече-
неги, узнав, что князя нет, пришли и стали около Белгорода; в летописи
сохранилось следующее любопытное предание о спасении этого города, не
единственное между преданиями разных народов. Когда печенеги обступили
Белгород, то сделался в нем большой голод; Владимир не мог подать помо-
щи, потому что у него не было войска, а печенегов было множество. Когда
осада все продолжалась, а вместе с тем усиливался и голод, то белгородцы
собрались на вече и сказали: "Нам приходится помирать с голоду, а от
князя помощи нет; что ж разве лучше нам помирать? Сдадимся печенегам:
кого убьют, а кого и в живых оставят; все равно умираем же с голода". На
том и порешили. Но одного старика не было на вече; когда он спросил, за-
чем сбирались, и ему сказали, что на другой день люди хотят сдаться пе-
ченегам, то он послал за городскими старейшинами и спросил у них: "Что
это я слышал, вы хотите передаться печенегам?" Те отвечали: "Что ж де-
лать, не стерпят люди голода". Тогда старик сказал им: "Послушайтесь ме-
ня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я велю". Те с радостию
обещались слушаться, и он сказал им: "Сберите хоть по горсти овса или
пшеницы, или отрубей; все это сыскали. Старик велел женщинам сделать ки-
сельный раствор, потом велел выкопать колодезь, вставить туда кадку и
налить в нее раствору; велел выкопать и другой колодезь и вставить в не-
го также кадку; велел потом искать меду, нашли лукошко меду в княжей ме-
душе, из него старик велел сделать сыту и вылить в кадку, что стояла в
другом колодце. На другой день он велел послать за печенегами; горожане
пошли и сказали им: возьмите к себе наших заложников и пошлите своих че-
ловек десять к нам в город, пусть посмотрят, что там делается. Печенеги
обрадовались, думая, что белгородцы хотят им сдаться, взяли у них залож-
ников, а сами выбрали лучших мужей и послали в город посмотреть, что там
такое, Когда они пришли в город, то люди сказали им: "Зачем вы себя гу-
бите, можно ли вам перестоять нас? Хотя десять лет стойте, так ничего
нам не сделаете, потому что у нас корм от земли идет, не верите - смот-
рите своими глазами". Затем привели их к одному колодцу, почерпнули
раствору, сварили кисель, пришли с ними к другому, почерпнули сыты и на-
чали есть прежде сами, а потом дали отведать и печенегам. Те удивились и
сказали: "Не поверят наши князья, если сами не отведают". Горожане нали-
ли корчагу раствора и сыты и дали печенегам; те пришли и рассказали все,
что видели. Печенежские князья сварили кисель, отведали, подивились,
разменялись заложниками, отступили от города и пошли домой.
Беспрерывные нападения степных варваров заставили Владимира подумать
об укреплении русских владений с востока и юга. "Худо, что мало городов
около Киева", - сказал он и велел строить города по рекам Десне, Остру,
Трубежу, Суле и Стугне; но для нас при этом известии важно еще другое,
как составилось народонаселение этих новопостроенных городов: Владимир
начал набирать туда лучших мужей от славян, т. е. новгородцев, кривичей,
чуди и вятичей. Если мы обратим внимание на то, что эти новые города бы-
ли вначале не что иное, как военные острожки, подобные нашим линейным
укреплениям, необходимые для защиты от варварских нападений, то нам
объяснится значение слова: лучшие мужи, т. е. Владимир набрал храбрейших
мужей, способных для военного поселения. Таким образом, во-первых, мы
видим, что пограничные города Южной Руси получили народонаселение с се-
вера, которое, как видно, считалось храбрейшим; следовательно, северное
народонаселение дало средство князьям к подчинению себе юга, оно же дало
им средство и к защите южных русских владений от степных варваров;
во-вторых, эти известия уясняют нам характер народонаселения восточной и
южной окраины, или украйны: изначала это сбродное, созванное отовсюду
народонаселение из самых удалых людей; отсюда объясняется отчасти и ко-
зачество на юге, и беспокойный дух северского народонаселения, ибо сюда
беспрерывно подбавлялись новые толпы подобных людей. Из самых близких к
Киеву городов были построены Владимиром Василев на Стугне и Белгород на
Днепре; Белгород он особенно любил и населил его: "от иных городов много
людей свел в него", - говорит летописец. Как происходило это население и
переселение? Вероятнее всего, жители привлекались на новые места особен-
ными льготами; лучшие, т. е. самые удалые, которым скучно было сидеть
дома без свойственного им занятия, разумеется, привлекались на границу,
кроме льгот, еще надеждою беспрестанной борьбы; кроме того, жителям бед-
ного севера лестно было переселиться на житье в благословенные страны
украинские.
Об отношениях Владимира к печенегам упоминает также немецкий миссио-
нер Брун, бывший у печенегов в 1007 году: "Мы направили путь к жесточай-
шим из всех язычников, печенегам, - пишет Брун. - Князь руссов, имеющий
обширные владения и большие богатства, удерживал меня месяц, стараясь
убедить, чтоб я не шел к такому дикому народу, среди которого я не мог
снискать душ господу, но только умереть самым постыдным образом. Не мог-
ли убедить меня; он пошел провожать меня до границ, которые он оградил
от кочевников самым крупным частоколом на очень большое пространство.
Когда мы вышли за ворота, князь послал старшину своего к нам с такими
словами: "Я довел тебя до места, где кончается моя земля, начинается
неприятельская. Ради бога прошу тебя не погубить, к моему бесчестию,
жизнь свою понапрасну. Знаю, завтра, прежде третьего часа, без пользы,
без причины вкусишь ты горькую смерть". (Брун говорит, что Владимир имел
какое-то видение). Брун пять месяцев пробыл у печенегов, едва не погиб,
но успел крестить 30 человек и склонить старшин печенежских к миру с
Русью; когда он возвратился в Киев, то Владимир по его просьбе, отправил
к печенегам сына в заложники и вместе с этим князем отправился епископ,
посвященный Бруном. Участь его неизвестна. Вот все предания, дошедшие до
нас о деятельности Владимира.
В 1014 году сын его Ярослав, посаженный отцом в Новгороде, отказался
присылать в Киев ежегодно по две тысячи гривен, как делали все посадники
новгородские, раздававшие еще тысячу гривен гридям в Новгороде. Владимир
сказал: "Исправляйте дороги и мостите мосты"; он хотел идти сам на Ярос-
лава, но разболелся и умер 15 июля следующего 1015 года. Деятельность
Владимира, как она высказывается в преданиях, отличается от деятельности
его предшественников. Он часто ведет войну, но он ведет ее для того,
чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались удалением
отца его, усобицами братьев и перестали платить дань: так воюет он с ра-
димичами, вятичами, хорватами.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.