История России с древнейших времен(ч.1)

Быт племен родовой условил явления,
побудившие к призванию князей, он условил и отношения между призванным
началом и призвавшими его, князь мог явиться не иначе, как в значении
родоначальника; по отсутствию наследственности родового старшинства в
одной линии старшины родов не могли выдвинуться на первый план с ограни-
чивающим княжескую власть значением, и дружина необходимо получает ха-
рактер только служебный. Природа страны и быт племен условили и особен-
ную форму распространения русской государственной области, именно - ко-
лонизацию, которую мы замечаем с самого начала; при этом замечаем также,
что движение отправляется преимущественно с севера на юг, замечаем
больший прилив жизненных начал на севере: три раза вступает север в
борьбу с югом и три раза остается победителем; но север не только дает
победу князьям своим над князьями юга, он посылает часть своего народо-
населения на постоянную защиту юга от степных варваров. Третьим главным
условием, определившим изначала ход русской истории, назвали мы отноше-
ния к соседним государствам и народам. Русское государство образовалось
на девственной почве, на которой история, цивилизация другого народа не
оставила никаких следов; никаких преданий, никаких учреждений не доста-
лось в наследство юному русскому обществу, которое должно было начать
свою историческую жизнь с одними собственными средствами. Но при таких
обстоятельствах важно было то, что новорожденное общество, находясь на
краю восточной Европы, вследствие отдаленности, уединения своего, избег-
ло чуждых сильных влияний со стороны народов, поставленных в более бла-
гоприятные обстоятельства относительно гражданственности. Западные сла-
вянские государства основались также на девственной почве, но они немед-
ленно должны были подчиниться влиянию чужого племени, германского, кото-
рое действовало с помощью римских начал, усвоенных им на почве Империи.
Это могущественное влияние чуждой народности, против которого славянская
народность не могла выставить сильного сопротивления, нанесло при самом
начале решительный удар самостоятельности западных славян во всех отно-
шениях, при самом начале условило их будущую судьбу. Но влияние германс-
кого племени прекратилось Польшею, не могло достигнуть России вследствие
самой ее отдаленности, уединения; свободная от влияния чуждых племен,
Русь могла сохранить свою славянскую народность; она приняла христи-
анство от Византии, которая вследствие этого обнаружила сильное влияние
на жизнь юного русского общества, но это влияние не было нисколько вред-
но для славянской народности последнего, потому что Восточная империя по
самой слабости своей не могла насильственно втеснять русскую жизнь в
формы своего быта, навязывать русским свой язык, высылать к ним свое ду-
ховенство, свои колонии; византийская образованность действовала не чрез
свой собственный орган, но чрез орган русской народности, чрез русский
язык, и таким образом вместо удушения, содействовала только к утвержде-
нию славянской народности на Руси; Греция обнаруживала свое влияние на
Русь не во столько, во сколько сама хотела обнаружить его, но во столько
и в таких формах, в каких сами русские хотели принимать ее влияние; ни
светская, ни духовная власть Восточной империи не могли иметь реши-
тельного влияния на явления древней русской жизни, не могли выставить
начала, равносильного господствовавшим в ней началам, которые потому и
развивались свободно и независимо; византийские государственные понятия,
проводимые на Руси чрез духовенство, могли только тогда способствовать
окончательному сокрушению некоторых форм жизни, когда эти формы были уже
решительно поколеблены вследствие внутренних причин. Безопасная от на-
сильственного влияния империй Римско-Греческой и Римско-Германской,
древняя Русь была безопасна от насильственного влияния и других соседних
народов: Польша и во времена могущества своего постоянно сдерживалась
Западом, принуждена была постоянно смотреть в ту сторону, притом же силы
двух юных государств были одинаковы, Польше не удалось утвердить своего
влияния на востоке и при Болеславе Храбром, тем менее она могла иметь
средств к тому после его смерти. Дикие литовцы и ятвяги могли только
беспокоить русские границы своими набегами. В Швеции вследствие появле-
ния там христианства началось разложение древних языческих форм жизни,
сопровождаемое внутренними волнениями, уничтожившими для народа и князей
его возможность действовать наступательно на соседние страны. С Востока,
от степей Азии, нет так же сильных напоров, могущих вырвать с корнем ос-
новы новорожденного общества, как некогда наплыв гуннский уничтожил в
этих странах владение готов. Так с самого начала уже оказывалось, что из
всех славянских государств одному русскому суждено было самостоятельное
существование в Европе.
В заключение мы должны обратиться к вопросу, который так долго гос-
подствовал в нашей исторической литературе, именно к вопросу о норманс-
ком влиянии. Участие скандинавских племен, или варягов, в начальном пе-
риоде нашей истории, несомненно, ясно с первого взгляда. Первоначально
областью Русского государства был путь от варягов в Грецию и бесспорно,
что этот путь открыт варягами задолго до половины IX века; бесспорно
также, что явление, знаменующее в истории Северо-Восточной Европы поло-
вину IX века, соединение северных племен славянских и финских под одну
власть, произошло вследствие столкновения этих племен с племенем сканди-
навским вследствие владычества варягов в этих странах. Первые призванные
князья были из рода варяжского, первая дружина состояла преимущественно
из их соплеменников; путем варяжским движутся северные князья на юг; в
борьбе с югом, с греками, восточными степными варварами, Польшею русские
князья постоянно пользуются варяжскою помощию; варяги - первые купцы,
первые посредники между Северною и Южною Европою и Азиею, между славянс-
кими племенами и греками, они же главным образом посредничают и при вве-
дении христианства в Русь. Но при этом должно строго отличать; влияние
народа от влияния народности: влияние скандинавского племени на древнюю
нашу историю было сильно, ощутительно, влияние скандинавской народности
на славянскую было очень незначительно. При столкновении двух народов,
при определении степени их влияния одного на другой должно обратить
прежде всего внимание на следующие обстоятельства: один народ гос-
подствует ли над другим, один народ стоит ли выше другого на ступенях
общественной жизни, наконец, формы быта одного народа, его религия, нра-
вы, обычаи резко ли отличаются от форм быта другого, религии, нравов,
обычаев?
Мы видим, что у нас варяги не составляют господствующего народонасе-
ления относительно славян, не являются как завоеватели последних, следо-
вательно, не могут надать славянам насильственно своих форм быта, сде-
лать их господствующими, распоряжаться как полновластные хозяева в зем-
ле. Мы видим, что при Владимире в советах о строе земском подле бояр яв-
ляются старцы, следовательно, если мы даже предположим, что сначала,
тотчас после призвания, дружина преимущественно состояла из варягов, то
ее влияние не могло быть исключительно, потому что перевешивалось влия-
нием старцев, представителей славянского народонаселения; что было в
стольном городе княжеском, то самое должно было быть и в других городах,
где место князя занимали мужи княжие.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.