История России с древнейших времен(ч.1)


Таково было явление, имевшее место в Северо-Восточной Европе в поло-
вине IX века. В других странах Европы в это время происходили также яв-
ления великой важности. Знаменитая роль франкского племени и вождей его
кончилась в начале IX века, когда оружием Карла Великого политические
идеи Рима и римская церковь покорили себе окончательно варварский гер-
манский мир, и вождь франков был провозглашен императором римским. Ду-
ховное единство Западной Европы было скреплено окончательно с помощию
Рима; теперь выступило на сцену другое, новое начало, принесенное варва-
рами, германцами, на почву Империи, теперь начинается материальное рас-
падение Карловой монархии, начинают вырабатываться отдельные нацио-
нальности, начинают образовываться отдельные государства, члены западно-
европейской конфедерации; IX век есть век образования государств как для
Восточной, так и для Западной Европы, век великих исторических определе-
ний, которые действуют во все продолжение новой европейской истории,
действуют до сих пор. В то время, когда на Западе совершается трудный,
болезненный процесс разложения Карловой монархии и образования новых го-
сударств, новых национальностей, Скандинавия - старинная колыбель наро-
дов, высылает многочисленные толпы своих пиратов, которым нет места на
родной земле; но континент уже занят, скандинавам уже нет более возмож-
ности двигаться к югу сухим путем, как двигались их предшественники; им
открыто только море, они должны довольствоваться грабежом, опустошением
морских и речных берегов. В Византии происходит также важное явление -
богословских споры, волновавшие ее до сих пор, прекращаются: в 842 году,
в год восшествия на престол императора Михаила, с которого наш летописец
начинает свое летосчисление, прекращаются богословские споры, оконча-
тельно утверждается догмат, который передается славянским народам, на-
чавшим в то время принимать христианство; тогда же является перевод свя-
щенного писания на славянский язык благодаря святой ревности Кирилла и
Мефодия. По следам знаменитых братьев обратимся к нашим западным и южным
соплеменникам, судьбы которых должны обратить на себя наше особенное
внимание. История западных славян начинает чуть-чуть проясняться со вто-
рой половины V века, по смерти Аттилы и уничтожения гунского могущества.
Народные предания чехов знают также о переселении этого племени из краев
южных в землю кельтических бойев и германских маркоманов. По своему по-
ложению чехи должны были с самого начала войти во враждебные столкнове-
ния с германцами, сперва с турингами, а потом с франками, подчинившими
себе турингов. Небезопасные с запада чехи были малобезопасны и с восто-
ка: долина Дуная не переставала еще наполняться азиатскими выходцами:
авары, которые оставили по себе такую черную память между нашими
юго-восточными славянскими племенами, не менее тяжки были и для чехов;
освободителем последних от аварского ига является Само - один из зага-
дочных средневековых героев, о которых наука не может произнести верного
приговора, которых оспаривают друг у друга разные народности, тогда как
в эту эпоху брожения народных элементов в Европе всего менее обращалось
внимания на народность. По некоторым известиям, Само был франкский ку-
пец, торговавший с восточными племенами, - известие очень согласное с
тогдашним состоянием общества, когда купцами были всегда люди отважные,
легко переменявшие характер купца на характер воина; этот первоначальный
характер купца дал Само средства сблизиться с племенем, отвага указала в
нем достойного предводителя против аваров. В 627 году славяне избрали
освободителя Само в короли, так основалось на западе первое славянское
владение, сердцем которого была земля Чешская. Уже при Само начинаются
враждебные столкновения чехов с королями франкскими, конец жизни и прав-
ления Самова еще менее известен, чем его происхождение и первые подвиги.
Народные предания чешские знают о Кроке, которого золотой стол стоял в
Вышеграде над Влтавою (Молдавою). Крок оставил по себе трех вещих доче-
рей; младшую из них, Любушу, народ выбрал на отцовское место; Любуша от-
дала руку свою и власть над чехами Пршемыслу, который пахал, когда приш-
ли к нему послы от Любуши с этим предложением. Пршемысл был родона-
чальником всех последующих владельцев чешских, княжение его относят к
первой четверти VIII века. Из событий чешской истории после Пршемысла до
самой половины IX века мы не знаем ничего верного, кроме враждебных
столкновений славян с немцами, то есть с Империею франков. Меровингов
сменили Карловинги. Германские племена соединились в одну массу; дух
единства, принятый германскими вождями на старинной почве Римской импе-
рии, не переставал одушевлять их, руководить их поступками; потомок Ге-
ристаля принял титул римского императора; располагая силами Западной Ев-
ропы, Карл Великий двинулся на Восточную с проповедью римских начал,
единства политического и религиозного. Что же могла противопоставить ему
Восточная Европа? Народы, жившие в простоте первоначального быта, раз-
розненные и враждебные друг другу. Заметим, что нет никакого основания
делать из разъединения и несогласия славянских племен отличительную чер-
ту славянской народности; разрозненность и вражда племен славянских были
необходимыми следствиями их формы быта, быта родового, а эта форма быта
не есть исключительная принадлежность славянского племени, через нее
проходят все народы с тем только различием, что один оставляет ее преж-
де, а другой - после вследствие разных исторических обстоятельств; так,
народы германского племени оставили формы родового быта прежде
вследствие переселения на римскую почву, где они приняли идеи и формы
государственные, а славяне, оставаясь на востоке, в уединении от древне-
го исторического мира, оставались и при прежних, первоначальных формах
быта. Карл Великий, вождь германского ополчения, носил титул римского
императора, был единым владыкой соединенных германских племен, но исто-
рии известно, чего стоило германскому племени это соединение! Покрытый
кровью саксонцев, Карл двинулся против славян; легко было предвидеть,
что новый Цезарь получит такие же успехи над младенчествующими народами
Восточной Европы, какие старый Цезарь получил некогда при покорении вар-
варского народонаселения Европы Западной. Из славянских племен, соприка-
савшихся с германцами, кроме чехов, были бодричи, или ободриты, жившие в
нынешнем Мекленбурге; потом южнее, между Одером и Эльбою, лутичи, или
велеты, между лутичами и чехами жили сербы в нынешней Саксонии и Луза-
ции. Между лутичами и бодричами шли сильные усобицы; с другой стороны,
бодричи были во вражде с саксонцами, это обстоятельство заставило их
войти в союз с Карлом против последних как общих врагов и помогать фран-
кам в борьбе с ними. Карл в благодарность за помощь обратил свое оружие
против лутичей под предлогом, что они обижают союзников его, бодричей:
так германский вождь начал искусно пользоваться славянским бытом и его
следствиями.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.