История России с древнейших времен(ч.1)

Да-
лее, под 862 годом, летописец говорит, что племена, платившие дань варя-
гам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя
владеть. Из этих слов должно заключить, что варяги не брали только дань
с северных племен, но владели у них; иначе летописец не мог сказать, что
после их изгнания племена начали сами у себя владеть и владели дурно, не
могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, продол-
жает летописец, встал род на род, начались усобицы. В таких обстоя-
тельствах племена собрались и сказали: "Поищем себе князя, который бы
владел нами и судил по праву". Порешивши так, пошли они за море к варя-
гам, к руси, и сказали им: "Земля наша велика и обильна а порядка в ней
нет: приходите княжить и владеть нами". Собрались три брата с родичами
своими, взяли с собой всю русь и пришли.
При изображении нравов и обычаев славян вообще замечено уже было, что
родовой быт условливал между ними вражду, на которую так прямо указывают
писатели иностранные, знавшие славян; наш летописец подтверждает их по-
казания: как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то не
стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у
них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, кото-
рая бы принудила ослушников к исполнению принятого устава. При столкно-
вениях между родами, при общих делах решителями споров долженствовали
быть старшины родов. Но могли ли они решать споры беспристрастно? Каждый
старшина был представителем своего рода, блюстителем его выгод; при
враждебных столкновениях между членами родов каждый старшина обязан был
не выдавать своего родича; кто будет посредником в распре между старши-
нами? Разумеется, для ее решения род должен встать на род, и сила должна
утвердить право. История племени и города, которые имели такое важное
значение в описываемых событиях, история славян ильменских, Новгорода
Великого представляет лучшее доказательство сказанному. С течением вре-
мени родовые отношения здесь исчезли, но концы с своими старостами напо-
минали о родах, из которых могло составиться первоначальное народонасе-
ление, и вражда между концами заступила место родовой вражды; как прежде
восставал род на род, так после восставал конец на конец, остальные бра-
ли сторону того или другого, а иногда оставались спокойными зрителями
борьбы. Роды, столкнувшиеся на одном месте и потому самому стремившиеся
к жизни гражданской, к определению отношений между собою, должны были
искать силу, которая внесла бы к ним мир, наряд, должны были искать пра-
вительство, которое было бы чуждо родовых отношений, посредника в спорах
беспристрастного, одним словом, третьего судью, а таким мог быть только
князь из чужого рода. Установление наряда, нарушенного усобицами родов,
было главною, единственною целию призвания князей, на нее летописец пря-
мо и ясно указывает, не упоминая ни о каких других побуждениях, и это
указание летописца совершенно согласно со всеми обстоятельствами, так
что мы не имеем никакого права делать свои предположения. Но кроме пря-
мого и ясного свидетельства летописца, призвание князей как нельзя лучше
объясняется рядом подобных явлений в последующей истории Новгорода. Ле-
тописец начальный говорит, что варяги были изгнаны и потом снова призва-
ны; летописцы позднейшие говорят, что как скоро один князь был изгоняем
или сам удалялся из Новгорода, то граждане последнего немедленно посыла-
ли за другим: они не терпели жить без князя, по выражению летописца;
есть известие, что один из великих князей хотел наказать новгородцев
тем, что долго не посылал к ним князя. У внука Рюрикова новгородцы про-
сят князя и в случае отказа грозят найти другого. Вот что сказали они
однажды сыну великого князя Ростислава Мстиславича: "Не хотим тебя, мы
призвали твоего отца для установления наряда, а он вместо того усилил
беспокойства". Сравним теперь это свидетельство с известием о призвании
первых князей и увидим, что цель призвания одна и та же в обоих случаях:
князь призывается для установления наряда внутреннего как судья миротво-
рец.
Обратим теперь внимание на некоторые другие обстоятельства, встречаю-
щиеся в летописи при рассказе о призвании князей. Первое обстоятельство
- это соединение племен славянских и финских, что произвело этот союз?
Без всякого сомнения, означенные племена были приведены в связь завоева-
нием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские пле-
мена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь
между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выразилась в друж-
ном изгнании варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию,
этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по
всем вероятностям, и относительно большею степенью общественного разви-
тия или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не
хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из
него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают
князя из чужого рода. Эта большая степень общественного развития у се-
верных племен ясно окажется впоследствии, мы увидим, что северные племе-
на будут постоянно торжествовать над южными. Второе обстоятельство в
рассказе о призвании князей - это их расселение: старший брат, Рюрик,
поселился у славян ильменских, второй, Синеус, - между чудью и весью на
Белоозере, третий, Трувор, - у кривичей в Изборске. Но касательно горо-
да, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят:
одни говорят в Новгороде, другие - в Ладоге. По известному правилу, что
труднейшее чтение предпочитается легчайшему, особенно если оно находится
в большем числе лучших списков, мы должны принять известие о Ладоге. По-
чему Рюрик избрал Ладогу, а не Новгород, объяснение найти нетрудно: по-
ложение Ладоги относительно начала великого водного пути, относительно
близости моря важнее положения Новгорода; Ладога находится ближе к устью
Волхова; Рюрику нужно было удержаться при непосредственном сообщении с
заморьем в случае, если бы дело его пошло не так успешно в новой стране;
недавнее изгнание варягов должно было научить его осторожности; в неко-
торых известиях сказано, что князья боялись сначала суровости призывав-
ших племен; с другой стороны, Рюрику нужно было также обезопасить себя и
свою область от нападения других варягов, и вот он прежде всего строит
крепость в Ладоге, недалеко от устья Волхова и селится здесь. Наконец,
остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей
истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории,
есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую исто-
рию. Главное, начальное явление в основании государства - это соединение
разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала,
власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к
себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении
нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех ос-
тальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых
сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие,
соединенные впервые силы начинают действовать.

Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.