История России с древнейших времен(ч.1)
Против языческого поклонения материальной силе христианство выстави-
ло поклонение силе духовной, небесной, пред которой материальная, земная
сила ничто, против которой не устоит никакой богатырь. Мы видели, как
это понятие отразилось в предании об Алеше Поповиче и Илье Муромце; но
всего резче высказалось оно в предании о том, как богатыри, победив нес-
метную басурманскую силу, обезумели от гордости и вызвали на бой силу
небесную, которая росла все более и более под ударами богатырей и, нако-
нец, заставила их окаменеть от ужаса. Так под влиянием христианства на-
чало упраздняться поклонение материальной силе.
Мы уже имели случай упоминать о том, как в древних богатырских песнях
наших, сквозь позднейшие слои проглядывает слой древний, отражающий в
себе быт первоначального периода нашей истории; мы видим, как в них от-
разился особенно быт дружины; справедливо замечают, что старинные бога-
тыри русские принадлежат разным сословиям, сходятся ко двору княжескому
с разных концов Руси: таков постоянно характер дружины, который долго
держался у нас в чистоте. Укажем еще на некоторые черты, напоминающие
время: известен древний обычай давать кораблям вид разных зверей, драко-
нов и т.п.; и вот в песне о Соловье Будимировиче так, между прочим, опи-
сан его корабль: "Нос, корма по-туриному,/ Бока взведены по-звериному".
Эта же песня напоминает о греческой торговле, о судах, приходивших в
Киев с греческими товарами: "Говорил Соловей таково слово:/ "Гой еси вы,
гости корабельщики/ И все целовальники любимые!/ Как буду я в городе в
Киеве,/ У ласкова князя Владимира,/ Чем мне-то будет князя дарить,/ Чем
света жаловати?"/ Отвечают гости корабельщики/ И все целовальники люби-
мые:/ "Ты славный, богатый гость,/ Молодой Соловей, сын Будимирович!/
Есть, сударь, у вас золота казна,/ Сорок сороков черных соболей,/ Вторые
сорок бурнастых лисиц;/ Есть, сударь, дорога камка,/ Что не дорога ка-
мочка - узор хитер;/ Хитрости были Царя-града,/ А и мудрости Иерусали-
ма,/ Замыслы Соловья Будимировича;/ На злате, серебре не погневаться"./
Прибежали корабли под славный Киев-град,/ Якори метали в Днепр-реку./
Сходни бросали на крут бережок..."
Мы знаем из летописи, что новгородцы славились плотничеством; песня
говорит, что они славились уменьем строгать стрелы: "...тем стрелам цены
не было/ Колоты они были из трость-дерева,/ Строганы те стрелки в Новго-
роде".
Летописец знает о дунайском городке Киевце, который основан будто бы
нашим же Кием полянским; песня знает также Киевец: "Чурила живет не в
Киеве,/ А живет он пониже малого Киевца."
Мы знаем, что дружинники переходили от одного владельца к другому,
служили то в одной, то в другой стране; таковы и богатыри песни, таков
знаменитый Дунай Иванович, который говорит о себе: "Служил я, Дунай, во
семи Ордах,/ В семи Ордах, семи королям."
В Галицкой Руси теперь еще поется об этих дружинниках, о наших ста-
ринных руссах, которые сбирались идти на тихий Дунай служить царю бол-
гарскому или в Константинополь к императору:
"В чистом поле шатер стоит; в шатре сидят добры молодцы, сидят они,
думу думают: как пойдем мы к кузнецу доброму, покуем себе медные челна,
медные челна, золотые весла: как пустимся мы на тихий Дунай, вдоль Дуная
под Царь-город. Ой, чуем там доброго пана, что платит щедро за службу
молодецкую: дает, что год, по сту червонных; по сту червонных да по во-
роному коню; по вороному коню да по сабельке; по сабельке да по кафтан-
чику; по кафтанчику да по шапочке; по шапочке да по красной девице".
Мы видели влияние христианства на древние наши богатырские предания,
видели, как под этим влиянием переделывался характер богатырей, характер
их поступков. Но есть еще целый ряд произведений народной фантазии, ко-
торые отзываются также глубокою древностию и которые своим существовани-
ем обязаны уже почти исключительно новой религии: мы говорим о духовных
наших песнях или стихах, которые обыкновенно поются слепыми нищими. Мы
видели в предании о принятии Владимиром христианства, что князя всего
более поразил рассказ греческого проповедника о начале и конце мира; мы
видели также, что эти вопросы занимали сильно языческие народы севера; и
вот народная фантазия овладевает этими вопросами и решает их по-своему,
под непосредственным, однако, влиянием христианства. Так произошли важ-
нейшие стихи - о Голубиной книге и о Страшном суде. В первой песне гово-
рится, как из грозной тучи вышла исполинская книга, как из многочислен-
ного собора всякого рода людей никто не мог разогнуть ее, как мог это
сделать один царь Давид, совопросником которого о тайнах творения явля-
ется наш Владимир. Здесь можно видеть связь песни с преданием о том, как
Владимир спрашивал у греческого проповедника о содержании Ветхого и Но-
вого завета.
Рассмотрев события начального периода и внутреннее состояние общества
в это время, постараемся вникнуть в главные, характеристические черты
эпохи. Прежде всего представляются нам племена, разбросанные на огромных
пространствах и живущие под формами родового быта. На севере племена
эти, по всем вероятностям, вследствие столкновения с другими историчес-
кими народами сознают необходимость выйти из родового быта, для чего
призывают власть извне, призывают князя из чужого рода. Соединенные пос-
редством нового начала, силы действуют; князь северных племен пользуется
силами последних и подчиняет себе остальные племена на всем огромном
пространстве великой восточной равнины. Племена эти, вследствие означен-
ного подчинения, сосредоточения постепенно переходят из родового быта в
областной; в городах, вследствие деятельности правительственного начала,
вследствие переселений и нового разделения жителей, родовой быт ослабе-
вает. Между тем является новое могущественное начало - церковь; князья
северных племен движутся на юг по великому водному пути из Балтийского
моря в Черное, утверждают свое пребывание в Киеве, откуда начинаются
частые сношения с Византиею; вследствие этих сношений является на Руси
христианство, торжествует над язычеством в Киеве и отсюда мало-помалу
распространяется во все стороны. Влияние церкви, духовенства на общест-
венный строй оказывается немедленно, особенно при необходимом столкнове-
нии с семейным началом; ясно начинают обнаруживаться действия новой ре-
лигии в конце периода, когда выступает новое поколение грамотных христи-
ан. Главные условия, которые определяли при этом дальнейший ход русской
истории, были, во-первых, природа страны, во-вторых, быт племен, вошед-
ших в состав нового общества, в-третьих, состояние соседних народов и
государств. Равнинность страны, а главное, величина и обилие рек услови-
ли быстрое очертание огромной государственной области, первоначальные
основы которой положены по великому водному пути из Северной Европы в
Южную, из Балтийского моря в Черное; путь шел, по выражению летописца,
"от Варягов к Грекам"; этим условились два явления, имевшие решительное
влияние на жизнь русского общества: от варягов пришло правительственное
начало, от греков - христианство.
Авторские права принадлежат Соловьеву С.М.. Здесь книга представенна для ознакомления.